Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

 

Патопсихоло́гия (греч. πάθος - страдание, болезнь, греч. ψυχή — душа и греч. λογία — ученье) – практическая отрасль клинической психологии.

 

Предметом является изучение закономерностей распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, изучение закономерности искажения отражательной деятельности мозга.

 

Объект нарушения психической деятельности, психические аномалии, объединяющие большой круг нервно-психических отклонений, разнообразных по клиническим проявлениям, степени выраженности и нозологической природе, но общих по неглубокому уровню психических расстройств, граничащих с областями нормы и здоровья.

 

Проведение патопсихологического исследования включает в себя несколько этапов: эксперимент, беседу с больным, наблюдение, анализ истории жизни заболевшего человека (истории болезни, написанной врачом), сопоставление экспериментальных данных с историей жизни.

 

Экспериментальные методики патопсихологии:

 

Долгое время в психологических исследованиях господствовал метод количественных измерений психических процессов. Этот метод достиг своей крайней выраженности в тестовых исследованиях Бине-Симона, которые были направлены на выявление умственных способностей. Но этим методом выявляются лишь конечные результаты работы, сам же процесс, отношение испытуемого к заданию, мотивы, личностные установки не выявляются. Системный качественный анализ это основной

 

Патопсихология очень тесно связана со специальной психологией (в частности, с олигофренопсихологией) и дефектологией, что подтверждается наличием многих учебных пособий для дефектологических специальностей с включением разделов и глав по патопсихологии, а также психиатрии, в стенах клиники которой она и зародилась как прикладная научная психологическая дисциплина и область практики.

 

Классификация психических расстройств:

 

Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders) Американской психиатрической ассоциации выделяет 18 основных диагностических категорий психических расстройств. Они включают:

 

• шизофрению (характеризуемую расстройством мышления, бредом и галлюцинациями)

• близкие к ней психозы: бредовые, или параноидные расстройства (бред преследования, или величия, или ревности),

• шизоаффективные расстройства (маниакальные или депрессивные состояния с симптомами шизофрении);

• аффективные расстройства, или расстройства настроения (маниакально-депрессивный психоз, депрессивное расстройство);

• тревожные расстройства (фобии и другие состояния тревожности, не связанные с шизофренией и аффективными расстройствами);

• истерические расстройства (истерия и другие формы психологически обусловленной симуляции, при которых сохраняется некоторый «произвольный» контроль);

• соматоформные расстройства, включая конверсионные расстройства (проявляются физическими симптомами, не имеющими органических причин);

• диссоциативные расстройства (психогенная амнезия, психогенная фуга, состояние множественной личности и деперсонализация);

• личностные расстройства, известные также как психопатии (паранойяльная личность, шизоидная личность, шизотипическая личность, пограничная личность, истерическая личность, нарциссическая личность, антисоциальная личность, зависимая личность, уклоняющаяся, или тормозимая, личность, компульсивная личность, пассивно-агрессивная личность, циклотимическая личность и депрессивная личность);

• психосексуальные расстройства (нарушение половой самоидентификации, транссексуальность, парафилии – фетишизм, трансвестизм, зоофилия, педофилия, эксгибиционизм, скопофилия, вуайеризм, мазохизм, садизм, – и психосексуальные дисфункции);

• расстройства, обычно возникающие в детстве или юности (задержка умственного развития, детский аутизм, гиперактивность, нарушения развития речи и чтения, поведенческие проблемы, страх разлуки и другие психические отклонения, связанные с повышенной тревожностью; избирательный мутизм, нервная анорексия и прочие расстройства, связанные с приемом пищи; заикание, тики, личностные нарушения и другие отклонения, характерные для юношеского возраста);

• реактивные состояния (стрессовые расстройства и дезадаптация);

• нарушение контроля импульсивных желаний (клептомания, пиромания, патологическая тяга к азартным играм, импульсивность и другие расстройства, связанные со взрывными эмоциями) и расстройства сна.

 

ПСИХОТЕРАПИЯ

 

Разнообразные психотерапевтические методы можно разделить на следующие группы:

 

• психодинамические;

• поведенческие;

• когнитивные;

• феноменологические;

• экзистенциальные;

• групповая психотерапия;

• изменение состояний сознания;

• экспрессивная терапия.

 

Психодинамические подходы к терапии включают психоанализ Фрейда, индивидуальную психологию Адлера, аналитическую психологию Юнга, межличностную теорию психотерапии Салливана, волевую терапию Ранка, характерологический анализ Райха и Хорни.

Среди психодинамических методов наиболее известны психоаналитические техники, предложенные самим Фрейдом и направленные на вскрытие бессознательной мотивации посредством свободных ассоциаций. Применяются и другие методы Фрейда, например интерпретация сновидений. Задача данного направления психотерапии – укрепить инстанцию «Я» пациента и добиться разрешения внутреннего конфликта через преодоление разрыва между сознательным и бессознательным. Психоаналитическая терапия, по сути дела, представляет собой процесс «перевоспитания», в котором бессознательные конфликты переводятся в сферу сознания, что и создает условия для их разрешения.

 

Рациональная эмотивная терапия А.Эллиса, философская психотерапия У.Сахакьяна, логотерапия В.Франкла и интерпретативный метод Э.Бека – примеры когнитивного подхода в психотерапии.

 

Логотерапия Франкла основана на поиске смысла жизни.

 

Сахакьян утверждает, что философcки ориентированные ирония и шутка, адресованные самому себе, являются сильным терапевтическим фактором.

 

Терапия Эллиса направлена на замещение иррациональных суждений рациональными идеями, поскольку исходит из того, что иррациональные построения порождают невротическое поведение, тогда как нормальное поведение формируется на основе рациональных представлений.

 

Согласно Беку, смысл, который придается конкретной ситуации, определяет соответствующее эмоциональное к ней отношение. Если ситуация интерпретируется индивидом как угрожающая, то он будет реагировать тревожно, поскольку именно его оценка и «запускает» эмоциональные реакции.

 

Гештальт-терапия Ф.Перлза и «Терапия реальностью» У.Глассера тоже могут быть классифицированы как когнитивные подходы.

 

Гештальт-терапия представляет собой приложение принципов гештальт-психологии к анализу личности пациента, причем особое внимание уделяет его чувствам, настроениям и ощущениям собственного тела. Подчеркивая значение событий, происходящих «здесь и теперь», гештальт-терапевты стремятся восстановить целостность личности, состояние «хорошего гештальта».

 

Терапия Глассера стремится обратить пациентов к реальности, к успешному взаимодействию с окружающим миром.

 

Центрированная на «клиенте» терапия К.Роджерса может служить примером феноменологического подхода к психотерапии. Целью здесь является достижение зрелости, самоуважения, самоактуализации, личностного роста, иными словами – «полностью функционирующей личности».

 

Экзистенциальная психотерапия (лат. existentia – существование) подчеркивает значение свободы, возможности выбора, индивидуальности, верности самому себе, взаимодействия со значимым окружением, поиска смысла жизни, умения находиться в ситуации «здесь и теперь». Утрата смысла жизни ведет к экзистенциальным неврозам. Психотерапевтическая «сессия» представляет собой «встречу» пациента и терапевта, цель которой – формирование нового взгляда на жизнь. Во время успешной психотерапевтической сессии устанавливается человеческий контакт между ее участниками, переживаются отношения типа «Я – Ты». Это происходит в том случае, когда психотерапевту удается проникнуть в «феноменологический» (т.е. субъективный) мир пациента.

 

Начиная с 1960-х годов в дополнение к различным видам групповой психотерапии и т.п. группам встреч возникают «экспрессивные» виды психологической помощи – танцевальная терапия, психодрама, терапия пением, искусством, рисованием, скульптурой, а также такие техники, как трансцендентальная медитация, «эст», рольфинг, биоэнергетический анализ, трансактный анализ.

 

 Биоэнергетический анализ направлен на освобождение телесной энергии индивида путем раскрытия ранее сдерживаемых эмоций и снятия физического напряжения.

 Трансактный анализ является формой групповой психотерапии и имеет дело с ролевым поведением в межличностных взаимодействиях, а также с манипулятивными стратегиями (играми), к которым прибегают люди, стремясь к верховенству над ближними.

 Подход В.Эрхарда, называемый «эст», ставит своей задачей такую трансформацию жизни пациента, в ходе которой он обретал бы «опыт удовлетворенности» самим собой и тем, что стал хозяином своего внутреннего мира.

 Ида Рольф, создатель рольфинга, полагает, что глубокий мышечный массаж приводит в порядок тело, разрушаемое негативным эмоциональным опытом.

 Трансцендентальная медитация представляет собой технику релаксации, направленную на развитие психических сил и концентрации через повторение определенного сочетания звуков («мантры»).

 

Книги по патопсихологии:

 

Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии.

Балабанова Л.М. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений).

Блейхер В.М. Клиническая патопсихология.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство).

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии.

Зейгарник Блюма Вульфовна "Патопсихология" скачать бесплатно можно на сайте _psylib.org.ua/books/zeigb01/_

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

 

Патопсихоло́гия (греч. πάθος - страдание, болезнь, греч. ψυχή — душа и греч. λογία — ученье) – практическая отрасль клинической психологии.

 

Предметом является изучение закономерностей распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, изучение закономерности искажения отражательной деятельности мозга.

 

Объект нарушения психической деятельности, психические аномалии, объединяющие большой круг нервно-психических отклонений, разнообразных по клиническим проявлениям, степени выраженности и нозологической природе, но общих по неглубокому уровню психических расстройств, граничащих с областями нормы и здоровья.

 

Проведение патопсихологического исследования включает в себя несколько этапов: эксперимент, беседу с больным, наблюдение, анализ истории жизни заболевшего человека (истории болезни, написанной врачом), сопоставление экспериментальных данных с историей жизни.

 

Экспериментальные методики патопсихологии:

 

Долгое время в психологических исследованиях господствовал метод количественных измерений психических процессов. Этот метод достиг своей крайней выраженности в тестовых исследованиях Бине-Симона, которые были направлены на выявление умственных способностей. Но этим методом выявляются лишь конечные результаты работы, сам же процесс, отношение испытуемого к заданию, мотивы, личностные установки не выявляются. Системный качественный анализ это основной

 

Патопсихология очень тесно связана со специальной психологией (в частности, с олигофренопсихологией) и дефектологией, что подтверждается наличием многих учебных пособий для дефектологических специальностей с включением разделов и глав по патопсихологии, а также психиатрии, в стенах клиники которой она и зародилась как прикладная научная психологическая дисциплина и область практики.

 

Классификация психических расстройств:

 

Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders) Американской психиатрической ассоциации выделяет 18 основных диагностических категорий психических расстройств. Они включают:

 

• шизофрению (характеризуемую расстройством мышления, бредом и галлюцинациями)

• близкие к ней психозы: бредовые, или параноидные расстройства (бред преследования, или величия, или ревности),

• шизоаффективные расстройства (маниакальные или депрессивные состояния с симптомами шизофрении);

• аффективные расстройства, или расстройства настроения (маниакально-депрессивный психоз, депрессивное расстройство);

• тревожные расстройства (фобии и другие состояния тревожности, не связанные с шизофренией и аффективными расстройствами);

• истерические расстройства (истерия и другие формы психологически обусловленной симуляции, при которых сохраняется некоторый «произвольный» контроль);

• соматоформные расстройства, включая конверсионные расстройства (проявляются физическими симптомами, не имеющими органических причин);

• диссоциативные расстройства (психогенная амнезия, психогенная фуга, состояние множественной личности и деперсонализация);

• личностные расстройства, известные также как психопатии (паранойяльная личность, шизоидная личность, шизотипическая личность, пограничная личность, истерическая личность, нарциссическая личность, антисоциальная личность, зависимая личность, уклоняющаяся, или тормозимая, личность, компульсивная личность, пассивно-агрессивная личность, циклотимическая личность и депрессивная личность);

• психосексуальные расстройства (нарушение половой самоидентификации, транссексуальность, парафилии – фетишизм, трансвестизм, зоофилия, педофилия, эксгибиционизм, скопофилия, вуайеризм, мазохизм, садизм, – и психосексуальные дисфункции);

• расстройства, обычно возникающие в детстве или юности (задержка умственного развития, детский аутизм, гиперактивность, нарушения развития речи и чтения, поведенческие проблемы, страх разлуки и другие психические отклонения, связанные с повышенной тревожностью; избирательный мутизм, нервная анорексия и прочие расстройства, связанные с приемом пищи; заикание, тики, личностные нарушения и другие отклонения, характерные для юношеского возраста);

• реактивные состояния (стрессовые расстройства и дезадаптация);

• нарушение контроля импульсивных желаний (клептомания, пиромания, патологическая тяга к азартным играм, импульсивность и другие расстройства, связанные со взрывными эмоциями) и расстройства сна.

 

ПСИХОТЕРАПИЯ

 

Разнообразные психотерапевтические методы можно разделить на следующие группы:

 

• психодинамические;

• поведенческие;

• когнитивные;

• феноменологические;

• экзистенциальные;

• групповая психотерапия;

• изменение состояний сознания;

• экспрессивная терапия.

 

Психодинамические подходы к терапии включают психоанализ Фрейда, индивидуальную психологию Адлера, аналитическую психологию Юнга, межличностную теорию психотерапии Салливана, волевую терапию Ранка, характерологический анализ Райха и Хорни.

Среди психодинамических методов наиболее известны психоаналитические техники, предложенные самим Фрейдом и направленные на вскрытие бессознательной мотивации посредством свободных ассоциаций. Применяются и другие методы Фрейда, например интерпретация сновидений. Задача данного направления психотерапии – укрепить инстанцию «Я» пациента и добиться разрешения внутреннего конфликта через преодоление разрыва между сознательным и бессознательным. Психоаналитическая терапия, по сути дела, представляет собой процесс «перевоспитания», в котором бессознательные конфликты переводятся в сферу сознания, что и создает условия для их разрешения.

 

Рациональная эмотивная терапия А.Эллиса, философская психотерапия У.Сахакьяна, логотерапия В.Франкла и интерпретативный метод Э.Бека – примеры когнитивного подхода в психотерапии.

 

Логотерапия Франкла основана на поиске смысла жизни.

 

Сахакьян утверждает, что философcки ориентированные ирония и шутка, адресованные самому себе, являются сильным терапевтическим фактором.

 

Терапия Эллиса направлена на замещение иррациональных суждений рациональными идеями, поскольку исходит из того, что иррациональные построения порождают невротическое поведение, тогда как нормальное поведение формируется на основе рациональных представлений.

 

Согласно Беку, смысл, который придается конкретной ситуации, определяет соответствующее эмоциональное к ней отношение. Если ситуация интерпретируется индивидом как угрожающая, то он будет реагировать тревожно, поскольку именно его оценка и «запускает» эмоциональные реакции.

 

Гештальт-терапия Ф.Перлза и «Терапия реальностью» У.Глассера тоже могут быть классифицированы как когнитивные подходы.

 

Гештальт-терапия представляет собой приложение принципов гештальт-психологии к анализу личности пациента, причем особое внимание уделяет его чувствам, настроениям и ощущениям собственного тела. Подчеркивая значение событий, происходящих «здесь и теперь», гештальт-терапевты стремятся восстановить целостность личности, состояние «хорошего гештальта».

 

Терапия Глассера стремится обратить пациентов к реальности, к успешному взаимодействию с окружающим миром.

 

Центрированная на «клиенте» терапия К.Роджерса может служить примером феноменологического подхода к психотерапии. Целью здесь является достижение зрелости, самоуважения, самоактуализации, личностного роста, иными словами – «полностью функционирующей личности».

 

Экзистенциальная психотерапия (лат. existentia – существование) подчеркивает значение свободы, возможности выбора, индивидуальности, верности самому себе, взаимодействия со значимым окружением, поиска смысла жизни, умения находиться в ситуации «здесь и теперь». Утрата смысла жизни ведет к экзистенциальным неврозам. Психотерапевтическая «сессия» представляет собой «встречу» пациента и терапевта, цель которой – формирование нового взгляда на жизнь. Во время успешной психотерапевтической сессии устанавливается человеческий контакт между ее участниками, переживаются отношения типа «Я – Ты». Это происходит в том случае, когда психотерапевту удается проникнуть в «феноменологический» (т.е. субъективный) мир пациента.

 

Начиная с 1960-х годов в дополнение к различным видам групповой психотерапии и т.п. группам встреч возникают «экспрессивные» виды психологической помощи – танцевальная терапия, психодрама, терапия пением, искусством, рисованием, скульптурой, а также такие техники, как трансцендентальная медитация, «эст», рольфинг, биоэнергетический анализ, трансактный анализ.

 

 Биоэнергетический анализ направлен на освобождение телесной энергии индивида путем раскрытия ранее сдерживаемых эмоций и снятия физического напряжения.

 Трансактный анализ является формой групповой психотерапии и имеет дело с ролевым поведением в межличностных взаимодействиях, а также с манипулятивными стратегиями (играми), к которым прибегают люди, стремясь к верховенству над ближними.

 Подход В.Эрхарда, называемый «эст», ставит своей задачей такую трансформацию жизни пациента, в ходе которой он обретал бы «опыт удовлетворенности» самим собой и тем, что стал хозяином своего внутреннего мира.

 Ида Рольф, создатель рольфинга, полагает, что глубокий мышечный массаж приводит в порядок тело, разрушаемое негативным эмоциональным опытом.

 Трансцендентальная медитация представляет собой технику релаксации, направленную на развитие психических сил и концентрации через повторение определенного сочетания звуков («мантры»).

 

Книги по патопсихологии:

 

Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии.

Балабанова Л.М. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений).

Блейхер В.М. Клиническая патопсихология.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство).

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии.

Зейгарник Блюма Вульфовна "Патопсихология" скачать бесплатно можно на сайте _psylib.org.ua/books/zeigb01/_

Вы работаете в этом направлении?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...