Перейти к содержанию

Верить в Бога или верить Богу?


Рекомендуемые сообщения

"Магия и магизм далеко не одно и то же. Магия – это оккультная практика, а магизм – мировидение, выстроенное по принципам магии. Бывает, человек сроду не занимался магией, однако в своем мировоззрении, поступках, взглядах на жизнь проявляет очевидный магизм. В наши дни в этих понятиях важно разобраться, поскольку часто саму религию понимают как что-то магическое.

Попытаемся уяснить, прежде всего, что же такое магия.

Магия (лат. magia – колдовство, волшебство) есть совокупность обрядов и действий, ставящих целью влиять на окружающую действительность с помощью таинственных сил. Это заговоры, заклинания, привороты и отвороты, всевозможные сопутствующие ритуалы (например завязывание узлов, написание определенных слов и схем), а также необходимые инструменты: талисманы, ножи, иголки, кости, волосы, кровь, смола, травы и т.п.

Обыкновенно к магии обращаются как к удобному подручному средству, не требующему серьезных душевных затрат. Ведь это же так просто – произнести словесную формулу, дунуть, плюнуть и верить, что теперь все изменится. Тем не менее, за самой магией скрывается серьезное мировоззрение (собственно, что и можно назвать магизмом). С ним стоит познакомиться, чтобы понимать ключевые расхождения магизма с христианской верой.

В христианстве исповедуется, что в мире все подчинено Божественному Промыслу. Нет ничего, что было бы упущено из мудрой и чуткой заботы Небесного Отца. Даже скорби и беды, даже наши духовные падения попускаются Богом для нашего возможного вразумления. Поэтому достичь подлинного блага можно лишь через личное обращение к Богу. Человек наделен свободой воли, и потому он волен обратиться ко Христу, что бы вокруг него ни происходило (война ли, революция, экономический кризис и т.п.). Магическое же мировоззрение полагает, что нет ни Промысла Божия, ни безусловной свободы, а есть тайная, скрытая сила, невидимо охватывающая все мироздание. Люди, невидимые духи, стихии природы – все подчинены оккультным законам влияния. Кто нашел ключ к этим законам, тот и владеет миром. Если выразиться образно, в магии считается, что все вещи нашего мира соединены невидимыми нитями и что правильно произнесенное заклинание воздействует на эти нити. В магизме сами люди всего лишь живые куклы, к которым привязаны нити невидимого кукловода. С помощью магии можно дернуть за нужную нить, и, как бы живая кукла ни сопротивлялась, действие будет непреоборимым – болезнь, порча, возбуждение полового влечения и т.д. Удивительно, что весьма многочисленны заговоры как раз с привлечением нити и узелков. Процесс завязывания, в частности, трактуется как процесс наведения или снятия порчи: «Нитью обвязывается больной человек, следовательно, и болезнь обвязывается; человек завязан – завязана и болезнь; снимается нить с человека, с нею снимается и болезнь; нить бросается, зарывается в землю, кладется в отверстие дерева, которое затем забивается, с нитью бросается и зарывается в землю связанная болезнь» (Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. М., 1994. С. 174).

Если в христианстве духовное преуспеяние зависит от того, насколько сердце человека открыто Христу, насколько человек исполняет заповеди Христа и стремится к Богу, то в магии присутствует редкостное равнодушие к Богу. Не то чтобы в магии исповедовался атеизм – порой в заговорах упоминается имя Божие, а заговариваемый человек именуется рабом Божиим, – однако все цели магии исключительно земного характера. Здесь все добывается своим страстным усилием в прорыве к духовному миру: достичь успеха, денег, здоровья, благосклонности любимого человека и т.п.

Не живое обращение к Богу, а действие закономерностей, ожидание эффекта от своих ритуалов – вот что исповедует магия. И если в христианстве духовное совершенство зависит от личностной встречи и единения души человеческой с Богом, то в магии на первом плане присутствуют технология и таинственный ритуал.

Люди с магическим сознанием мыслят о Боге как-то отвлеченно, безлико, часто и вовсе не думают о Нем. В самых лучших случаях они представляют Божество как высший принцип, согласно которому должна устраиваться наша жизнь, как бы некий космический закон, нарушение которого влечет за собой страдания, но не замечают в Нем высшего личностного начала. Поэтому они не умеют о чем-либо Бога просить и не знают, что такое доверие Ему в своей жизни. Попутно заметим, что те христиане, которые в молитве не имеют живого чувства предстояния пред Богом, которые полагаются на текст молитвы, как бы действующий сам по себе, и произносят слова молитв лишь по обычаю, ради обряда, – подобные христиане скатываются к магическому пониманию мира духовного.

И если человек полагает, что он способен достичь духовных высот только своими усилиями, если само совершенство рассматривается как некий итог методики духовного саморазвития, то в этом тоже заметен магизм. Ибо результат ожидается от самих по себе человеческих усилий, словесных формул и пассов, тогда как сердце с его чувствами, ум с его мыслями, воля с ее пожеланиями остаются без живого обращения к Богу.

Подлинная духовная жизнь основана на доверии Богу (а значит, вверении Ему своей участи), сердечном обращении к Нему и исполнении Его заповедей, а не на механическом выполнении ритуалов и бездумном произнесении пусть и самых церковных молитв. Собственно христианское совершенство есть преображающее действие Бога в душе человека, которому сам человек либо способствует, либо препятствует. А вся полнота церковной жизни с ее богослужениями и таинствами, с ее традициями и обрядами, с ее молитвами и духовной культурой является той средой, в которой должна раскрыться душа человека в своем свободном, теплом и искреннем восхождении к Небесному Отцу.

Валерий Духанин

кандидат богословия

8 марта 2011 года"

 

Полностью со статьей можно познакомиться на сайте Православие.Ru

 

 

Собственно, сабж.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 227
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

Собсна, даже на основании этой статьи можно заметить интеллектуальныю "сырость" веры в магию. Признавая подчиненность мира внутренним (исконне пррисущим миру) закономерностям, просто абсурдно допускать возможность вмешательства в эти закономерности.

Кем в этом случае выступает маг по отношению к миру? Сторонним "вне"? Или чуждым миру вирусом? Он сам, получается, не подчинен закономерностям?

Допустим.

Но ведь его действия нарушают закономерности. И слова - "корректируют", "поправляют", - здесь будут лишь ширмочкой. Скорректированная закономерность уже не закономерность. "Круги по воде" от разового вмешательства не сойдут на нет никогда.

Но ведь маг не один на весь мир. И сколькими же "коррекциями" пронизан мир? И что осталось от его закономерностей?

 

Самая популярная ошибка у верующих в "поправки", это непонимание, что точечное исправление хода вещей - невозможно. Даже "незакономерное" устранение насморка у человека изменит мир, поскольку изменит его состояния и поведения начиная с момента "чуда",

не говоря уж о том, что он сам абсолютно неотделимая часть мира.

 

Не примите это за голосования в пользу христианства.

"Хрен редьки не слаще".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прочитав первый раз статью Валерия Духанина, я была просто поражена, насколько магическое мировоззрение присутствует в нашей жизни сплошь и рядом. Как будто кто-то протёр окошко, и всё приобрело свои очертания. Магизм присутствует сплошь и рядом и в различных психологических практиках, что ни говори. Взять то же «позитивное» мышление, различные аффирмации, фильмы, подобные «Секрету», и прочая, прочая… До этого я всё не могла понять, отчего такая нелюбовь у меня к подобным техникам. Дунул-плюнул, загадал и… вуа-ля!

Если абстрагироваться, статья живая, на любую область нашей жизни. Магизм предполагает, что есть силы больше человека, человек чем-то высшим управляем. В психологии есть понятие жертвы, образ тот же: ощущение, что власть принадлежит только другим людям (в случае недооценки своего влияния). В этом аспекте получается, что всё определяется сознанием. Есть сознание жертвы. А есть сознание творца, когда человек берет ответственность за свои поступки.

Еще один аспект, который освещает эта статья. Верить богу – это доверять. Доверять самому себе, доверять другим, да просто доверять самой Вселенной! Можно доверять компании, а можно верить в компанию. Можно доверять продукту, а можно верить в продукт.

Так что же важнее, доверять или верить в? Что легче, доверять или верить в?

 

 

В этой теме я предполагаю оставлять свои размышления о вере. Так как я крещенная, христианство мне всего ближе.

 

 

О правильной молитве.

 

Моисей однажды зашёл к человеку, который молился, но говорил такие абсурдные вещи, что Моисей опешил. И не только абсурдные, но и обидные для Бога. Этот человек говорил:

 

— Позволь мне приблизиться к Тебе, и я обещаю, что омою Твоё тело, когда оно загрязнится. Если Ты вшивый, я выведу вшей. И я хороший сапожник, я сошью Тебе прекрасную обувь. Никто не ухаживает за Тобой, а я буду ухаживать. Если Ты заболеешь, я помогу Тебе, принесу лекарство. И я также хорошо готовлю.

 

Моисей закричал:

 

— Стой, прекрати эту глупость. Что ты мелешь? Что у Бога вшивое тело? И что Его одежда грязна, и ты почистишь её? И ты будешь Ему готовить? У кого ты научился этой молитве?

 

Человек растерянно ответил:

 

— Я ни у кого не учился. Я очень бедный и необразованный человек. Я делаю это так же, как вещи мне известные. Вши донимают меня, и, очевидно, они также донимают и Бога. Иногда пища моя не очень хороша, и мой желудок страдает. Бог, должно быть, тоже страдает иногда. Просто мой личный опыт стал моей молитвой. Но если ты знаешь, как правильно молиться, научи меня, пожалуйста.

 

И Моисей научил его правильной молитве. Человек поклонился Моисею, благодарил его со слезами глубокого почтения. Человек ушёл, а Моисей был счастлив, он думал, что сделал хорошее дело. Он поглядывал на небо, чтобы увидеть, что Бог думает о нём.

 

Но Бог сказал ему:

 

— Я послал тебя привести людей ко мне, но теперь ты отдалил от меня одного из моих любимцев. Теперь твоя «правильная» молитва, которой ты научил его, она вовсе не молитва, потому что молитва не то, что делается по правилам.

 

(Притча в изложении Ошо).

 

 

 

У каждого своя молитва.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи
Так что же важнее, доверять или верить в? Что легче, доверять или верить в?

 

С какой ноги важнее ребенку сделать первый шаг?

С какой ноги ребенку легче начать ходить?

 

Религия, вера - это лишь подсказки для "детей" как научиться видеть жизнь.

К большому сожалению, сильно "замыленные" на протяжении веков...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Религия, вера - это лишь подсказки для "детей" как научиться видеть жизнь.

К большому сожалению, сильно "замыленные" на протяжении веков...

 

Я несколько разделяю понятия "религия" и "вера". Исповедания могут быть различными. Их можно поменять. А вера... Понятие универсальное. Вера внутри меня. Она есть, и мне не нужно о ней говорить, или размышлять, или менять ее. Она просто есть. Можно верить или не верить. Третьего не дано. )) А как у вас, PotapMareev?

Можно ли без веры научиться видеть жизнь?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Санкт-Петербург очаровал меня своей архитектурой и белыми ночами (последние двое суток своей поездки я совершенно не спала, причем не было жалоб со стороны моего организма на недостаток энергии, чудеса какие-то!). Времени свободного было немного, хватило на экскурсию по городу и посещение храмов. В одном из храмов я купила себе икону Ксении Петербургской. Не могу объяснить, чем она меня привлекла, но я сразу поняла - это моя икона.

 

"Андрей Федорович - под таким именем знали блаженную Ксению в 18 веке жители Санкт-Петербурга. Это было имя ее мужа, полковника, певчего придворной капеллы императрицы Елизаветы Петровны, который на четвертом году их брака заболел "жаром" и внезапно, без церковного приготовления, умер. Вспоминали, что на похоронах мужа Ксения Григорьевна "на себя не походила". Удивляла одежда вдовы: Ксения Григорьевна провожала гроб, надев камзол, кафтан, штаны и картуз усопшего.

"Умерла Ксения Григорьевна, - сказала она окружающим, - Андрей Федорович здесь, перед вами, он жив и будет еще долго жить, будет жить вечно".

Вскоре Ксения Григорьевна передала дом молодой вдове Параскеве Антоновой, раздарила и раздала имущество. Двадцатишестилетняя вдова принимает особый подвиг христианского подвижничества - подвиг юродства Христа ради, то есть путь полного отрешения от всего земного, человеческого." (Акафист, житие и чудеса блаженной Ксении Петербургской)

 

Почему она так поступила, одела одежды усопшего мужа и назвалась Андреем Федоровичем? Образ пары лебедей пришел мне в ответ на этот вопрос. Как иначе она могла себя выразить, будучи разделенная в земной жизни со своим мужем?

 

"Родные и знакомые ее полагали, что молодая вдова лишилась рассудка из-за свалившегося на ее плечи горя. Подозрения их окончательно утвердились, когда Ксения решила раздать имущество, доставшееся ей в наследство от мужа. Так, она подарила свой дом, находившийся в приходе церкви св.ап.Матфея на Петербургской стороне, своей знакомой Параскеве Антоновой. Та не хотела принимать этот дар и даже просила родственников Ксении со стороны мужа уберечь ее от такого поступка. Родственники обратились к начальству покойного Петрова, влиятельные люди беседовали со вдовой, нашли ее в совершенном рассудке и решили, что она вполне может распоряжаться своим имуществом."(Православие.RU)

 

Лишилась ли она рассудка из-за свалившегося на ее плечи горя или же была в совершенном рассудке, принимая решение ходить в одеждах мужа?

 

 

 

 

Есть такое выражение: "Вера без верности и верность без веры". Что оно может означать?

post-46490-1309798067_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи
А как у вас, PotapMareev?

Вы можете рассказать как у Вас происходит вдох?

 

Можно ли без веры научиться видеть жизнь?

Младенцы чудесно видят. И без всякой веры.

Верить начинают, когда подрастают. В бога, дьявола, деньги, любовь.... Верят в то, что ни во что не верят....

Научиться можно всему. Было б желание. А инструмент найдется)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи
откуда вы знаете, что "видят" и верят ли младенцы?

Глядя в их глаза предпочитаю верить, что видят))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Глядя в их глаза предпочитаю верить, что видят))))

Дети видят, да.

С возрастом это происходит по-другому.

 

"Любовь — удивительное чувство, но оно не только чувство, оно — состояние всего существа. Любовь начинается в тот момент, когда я вижу перед собой человека и прозреваю его глубины, когда вдруг я вижу его сущность. Конечно, когда я говорю: ”Я вижу”, я не хочу сказать ”постигаю умом” или ”вижу глазами”, но — ”постигаю всем своим существом”. Если можно дать сравнение, то так же я постигаю красоту, например, красоту музыки, красоту природы, красоту произведения искусства, когда стою перед ним в изумлении, в безмолвии, только воспринимая то, что передо мной находится, не будучи в состоянии выразить это никаким словом, кроме как восклицанием: ”Боже мой! До чего это прекрасно!..” Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью, — только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась.

***

Когда я нахожусь лицом к лицу с человеком, которого вижу глазами любви, не глазами безразличия или ненависти, а именно любви, то я приобщаюсь этому человеку, у нас начинается нечто общее, общая жизнь. Восприятие человека происходит на глубине, которая за пределами слов, за пределами эмоций. Верующий сказал бы: когда я вижу человека в этом свете, в свете чистой любви, то я вижу в нем образ Божий, икону. Знаете, каждый из нас представляет собой икону, образ Божий, но мы не умеем этого помнить и не умеем соответственно относиться друг к другу. Если бы только мы могли вспомнить, что перед нами икона, святыня!.. Это совсем не значит, что такая икона во всех отношениях прекрасна. Мы все знаем, что порой случается с картиной великого мастера, или с иконой, или с любым произведением искусства, с любой формой красоты: любая красота может быть изуродована — небрежность, обстоятельства, злоба могут изуродовать самый прекрасный предмет. Но когда перед нами произведение великого мастера, картина, которая была отчасти изуродована, осквернена, мы можем в ней увидеть либо испорченность, либо сохранившуюся красоту. Если мы смотрим на эту картину, на любое произведение искусства глазами изумленной любви, то видим прекрасное, а об остальном можем горевать, плакать. И мы можем решить, порой, всю жизнь отдать на то, чтобы все поврежденное в этом образе, в этой картине, в этом произведении искусства — восстановить. Это дело любви: посмотреть на человека и одновременно и увидеть в нем его неотъемлемую красоту — и ужаснуться тому, что жизнь сделала из него, совершила над ним. Любовь — это именно и есть крайнее, предельное страдание, боль о том, что человек несовершенен, и одновременно ликование о том, что он так изумительно, неповторимо прекрасен. Вот если так посмотреть на человека хоть один раз, можно его полюбить, несмотря ни на что, вопреки всему, что бросается в глаза другим людям."

("Таинство любви", Митрополит Сурожский Антоний)

 

Наверняка, и Вы, PotapMareev, видели глазами любви хоть одного человека, а, может и гораздо больше, чем я могу предположить. Видели же и не будучи ребенком, а в гораздо зрелом возрасте.

Независимо от того, что с возрастом "верить начинают, когда подрастают".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы можете рассказать как у Вас происходит вдох?

 

Не могу. Вдыхать - вдыхаю, а рассказать не могу.

и...?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи
Не могу. Вдыхать - вдыхаю, а рассказать не могу.

и...?

и... точно так же про веру)

она есть - но рассказать невозможно

а может, и нет ее - но рассказать все равно невозможно)))

 

можно дать намек, подсказать, но лишь тому, кто сам хоть как-то прикоснулся...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

....

В этой теме я предполагаю оставлять свои размышления о вере. Так как я крещенная, христианство мне всего ближе.

....

У каждого своя молитва.

Станислава, почитайте Псалтырь. Когда Давид записывал некоторые из псалмов, он еще не был царем Израиля, а был обычным пастухом. Хотя и тогда вшей у него не было. :D
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Станислава, почитайте Псалтырь. Когда Давид записывал некоторые из псалмов, он еще не был царем Израиля, а был обычным пастухом. Хотя и тогда вшей у него не было. :D

В псалмах у него санитарные отчеты содержаться? А может они (вши) тогда естественны как мухи были?

Хотя, Вы же только ссылками отвечаете, Сеятель...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В псалмах у него санитарные отчеты содержаться?
А почему бы и нет? Ну если в Писаниях "содержится отчет" о том, что у жителей сектора Газы был геморрой... например.

А может они (вши) тогда естественны как мухи были?
и такие же редкие? <_< может быть...

хотя в Египте мух было много, но там другая религия и культура были.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А почему бы и нет? Ну если в Писаниях "содержится отчет" о том, что у жителей сектора Газы был геморрой... например.

и такие же редкие? <_< может быть...

хотя в Египте мух было много, но там другая религия и культура были.

Геморрой не пошесть, не инфекция, думаю, лишь проблемность обследования ограничила в преданиях ареал недуга лишь "сектором"

 

А о мухах я к тому, что повседневное, обыденное (вши например), могло и не отмеченным остаться в откровениях...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Когда Давид записывал некоторые из псалмов, он еще не был царем Израиля, а был обычным пастухом. Хотя и тогда вшей у него не было. :D

 

А можно узнать у Вас, Hanss, почему из всей притчи именно упоминание о вшах заинтересовало Вас?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А можно узнать у Вас, Hanss, почему из всей притчи именно упоминание о вшах заинтересовало Вас?
Вы говорили про молитвы, я считаю что в псалмах записаны прекрасные образцы. Им можно подражать. И хотя большинство псалмописцов были "простыми людьми, без образования", у них есть чему поучиться.

Вы только не обижайтесь, Станислава, но мне эта притча не очень интересна, поскольку ее связывает с Писаниями только имя Моисей, а остальное только противоречит...

И еще, стереотип еврея сформировался в "средние" века... А в те времена это была передовая нация, со своей конституцией, системой образования и здравоохранения, с высокими нравственными нормами. А вши - это просто крайность, которую легче всего опровергнуть... имхо

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы только не обижайтесь, Станислава, но мне эта притча не очень интересна, поскольку ее связывает с Писаниями только имя Моисей, а остальное только противоречит...

 

Первоначально эту притчу я услышала от одного человека примерно в таком описании (потом нашла эту притчу в изложении Ошо).:

 

Идет святой. Видит, хижина, рядом сидит старик с корочкой хлеба и что-то говорит. Прислушался святой, а старик приговаривает: "Боже, спасибо тебе за корочку хлеба, которую я сегодня нашел на дороге. В благодарность тебе, Боже, я буду чистить твою бороду от соплей, буду вытаскивать вшей с твоих волос, растирать твои мозоли на пятках." "Что ты делаешь?", - спросил святой у старика. "Молитву Богу читаю", - отвечает тот. "Разве так читают молитвы?, - вскричал святой, - какие у Бога сопли, вши и мозоли?" "А как нужно читать молитву?" - вопрошает старик. И всю ночь святой учил старика, как нужно читать молитву. Утром святой пришел к Богу. "Что ты сказал старику?", - спрашивает Бог. "Я научил его правильной молитве", - отвечает святой. На что Бог сказал: "Теперь старик не молится, а только произносит слова. Он ничего не понимает в этих словах. То, что он говорил раньше, было его молитвой.

 

Так лучше, Hanss?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...