Concrete Опубликовано 29 января, 2012 Поделиться Опубликовано 29 января, 2012 Общение позволяет нам передать друг другу смысл того, о чем думаем, что чувствуем. Один из способов общения - речь. Слова это строительный материал речи. Речь это последовательность (строительство) из слов, как из кирпичиков, "некоторого дома" (фразы, предложения, "суждения"), в котором поселится некоторый смысл. Архитектура самого строения определяется замыслом строителя, его умениями и правилами языка. Язык дает не только правила, но и сам материал для стройки. Материал может быть "твердым" - однозначно определенные термины науки. Материал может быть и "не очень твердым" - понятия, используемые в естественной речи. В "естественном" общении мы всегда хотим сказать больше чем удается, а понимаем из сказанного нам - тоже "меньше" и по-своему. Беда еще и в том, что общаясь "исключительно словами" (например, на форуме) мы сильно отходим от "естественности" общения. Теряются: интонации, выражение лица собеседника, его поворот фигуры к нам... Но "кое-что" все же сохраняется. ( благодаря знанию языка) А как мы воспринимаем и понимаем слова? Слова мы читаем. И неосознанно проговариваем. Или слышим, а потом - записываем. Мы пишем и читаем слова "по буквам". А проговариваем и слышим "по фонемам". Видеть и слышать это разные "каналы" восприятия. "Сборка" слов по буквам и по фонемам вызывает свои разные ассоциации, наполняющие слово немного (или много?) разным смыслом. Это различие и есть одна из причин "небулярности" слов. Но, если последовательно начинать, лучше уж начать с букв и фонем. Когда то я прочитал одно исследование в Минском гос. университете. Скорее всего, эта книга - "Звук и смысл" появилась как обработка диссертации А.П. Журавлева. (Вы легко можете найти первоисточники в поисковиках) А.П. Журавлев провел интереснейшее исследование. Он статистически "взвесил" фонемы (и приходится писать - буквы?)русского языка в 25 (если не изменяет память, пятибальных "+/-") шкалах - типо: звук буквы "О" или "Р" - острый/тупой, горячий/холодный, мягкий/твердый и т.д. - на "троечку" или на "пятерку"? И с "плюсом" - качество есть, и с "минусом". А также "взвесил" ассоциации букв и фонем с цветами спектра. Получились таблицы вполне статистически-определенных ассоциаций. А дальше получилось "маленькое чудо" - он загрузил эти таблички в комп, а комп, не зная русского языка, стал достаточно подробно и по смыслу - правильно пересказывать "своими словами" содержание и смысл известных стихотворений! При чем интересно, - чем талантливее поэт - тем точнее получался пересказ. Вот тут и задумаешься: как язык превращает "небулярность" слов в "регулярность" восприятия их смысла (?), которая и позволяет нам понимать друг друга в общении. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Arius Опубликовано 29 января, 2012 Поделиться Опубликовано 29 января, 2012 "...чем талантливей поэт..." Интересно, как комп определяет талант поэта /для точности пересказа/. Неужели только отточенностью рифмовки слов /а ведь только это комп и может/. Прошу прощения за ремарку. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Concrete Опубликовано 29 января, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 29 января, 2012 "...чем талантливей поэт..."Интересно, как комп определяет талант поэта /для точности пересказа/. Неужели только отточенностью рифмовки слов /а ведь только это комп и может/. Прошу прощения за ремарку. Думаю: поэт талантлив тем, чем глубже он чувствует звучание и смысл слов, которые использует. А "рифмовка" это скорее ремесло чем призвание. Рифмовке можно научится... В книгах Журавлева есть много примеров поразительно точной передачи общего смысла стиха, да и прозы . Это и удивительно - его комп не учили рифмовать и даже не дали полного словаря слов русского языка. Комп. использовал только те слова, которые были в шкалах оценки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Evgenya72 Опубликовано 29 января, 2012 Поделиться Опубликовано 29 января, 2012 может, смысл это как картинка, которая складывается от прочтения какого-либо стихотворения. и чем четче выражена она на словах, тем точнее перевод? все-равно у поэта, художника первоначален замысел, да? и чем четче он его выразит, тем мы называем его талантливее? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Concrete Опубликовано 29 января, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 29 января, 2012 может, смысл это как картинка, которая складывается от прочтения какого-либо стихотворения.и чем четче выражена она на словах, тем точнее перевод? все-равно у поэта, художника первоначален замысел, да? и чем четче он его выразит, тем мы называем его талантливее? Думаю: и да и нет. Слова формируют представления. Представления это лишь чертеж, в лучшем случае - рисунок некоторого образа. Конечно, больше слов - больше подробностей... четче изображение. Ну как число пикселей на фото. Другое дело - какие слова и как использованы. Это можно сравнить с выбором авторского взгляда и умением рисовать и использовать краски. Мой интерес к подходу Журавлева в том, что он использовал очень ограниченное число шкал (свойств) букв и фонем, а результат превосходит ожидания. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Arius Опубликовано 29 января, 2012 Поделиться Опубликовано 29 января, 2012 Думаю: и да и нет.Слова формируют представления. Представления это лишь чертеж, в лучшем случае - рисунок некоторого образа. Конечно, больше слов - больше подробностей... четче изображение. Ну как число пикселей на фото. Другое дело - какие слова и как использованы. Это можно сравнить с выбором авторского взгляда и умением рисовать и использовать краски. Мой интерес к подходу Журавлева в том, что он использовал очень ограниченное число шкал (свойств) букв и фонем, а результат превосходит ожидания. А какие выводы после своего эксперимента сделал сам Журавлёв? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Evgenya72 Опубликовано 29 января, 2012 Поделиться Опубликовано 29 января, 2012 это да. вообще доказывать какие-либо догадки всегда непросто. и если это удается наименьшими действиями всегда хорошо) интересно было почитать, спасибо) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Concrete Опубликовано 29 января, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 29 января, 2012 А какие выводы после своего эксперимента сделал сам Журавлёв? Насколько помню, и по смыслу, его главный тезис: фонемы языка имеют свой "самостоятельный" смысл и, в зависимости от своего положения внутри слова, и суммативно, - передают нашей бессознательной сфере смысл (дух) слова. Смысл не однозначен. Зависит от контента и опыта собеседников. А уж потом эти смыслы коллекционируют толковые словари. Конечно, это моё восприятие. И Вы получите большее удовольствие прочитав книги А.П. Журавлева самостоятельно. Подход А.П. Журавлева меня тогда порадовал и не удивил. Дело в том, что тогда я уже был знаком с некоторыми секретами санскрита. В этом языке также придается большое значение звучанию символов. И система символов (алфавит и его группы) очень четко продумана и фиксирована: и физически, и физиологически, и философски. Улыбнулся - слова психология у древних индусов нет. Это западное изобретение. "Теория человека" в древних индийских источниках намного интереснее нашей современной. Статистические результаты исследований А.П. Журавлевым фонем русского языка среди "носителей" этого языка, на мой взгляд, весьма убедительно подтверждают и древнюю теорию и связь праславянского языка и пракрита. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Evgenya72 Опубликовано 29 января, 2012 Поделиться Опубликовано 29 января, 2012 Concrete А не расскажите, что за теория? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Arius Опубликовано 30 января, 2012 Поделиться Опубликовано 30 января, 2012 Уважажемый Concrete, Ваша тема совершенно бесплодна. Она, к сожалению, не создаёт никаких умозрительных ориентиров, которые могли бы вывести мысль в продуктивное исследовательское русло, по которому человек мог бы достичь жизнеутверждающего или жизнепознающего источника, или хотя бы простого чувства удовлетворения от проделанной умственной работы. Чтобы её /тему/ как-то оживить, приходится "задевать" рядом стоящие: об исследовании Журавлёва, об определении уровня таланта поэта компьютером, о "теории человека" в древних индийских источниках. Посудите сами, стоит ли она Вашего с нами внимания после этого? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Concrete Опубликовано 30 января, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 30 января, 2012 ConcreteА не расскажите, что за теория? Сейчас мы понимаем слово "теория" как нечно абстрактное. Древние теории очень "конкретны" и конструктивны. Для передачи знаний и обучения использовались "развернутые" метафоры. Метафоры это способ "подменить" один образ - другим, более знакомым, чтобы перенести уже имеющиеся знания и умения на новую предметную сферу деятельности. Для пояснения представлений о человеке, его пути по жизни и управления переменами жизни часто использовались две метафоры: "Колесницы жизни" (см. Катха Упанишада, 1.3) В этой метафоре "колесница" это и есть сам человек. Наверное Вы уже были у меня на сайте и видели такой рисунок. На странице _http://method.e-coach.ru/metacab.html есть необходимые пояснения. Другая метафора - "Колесо жизни" см. например: Анугита, 45 Метафора поясняет круговорот "образа жизни" и подсказывает - как "домохозяину" сойти с "бега по кругу" неизбежных дел и отстоятельств. Метафора сложная, использует и опирается на метафору "дом" Теория и тема неисчерпаемы. Чтобы понять и применить древние тексты полезно научиться пользоваться метафорами. В основе метафор лежат образы. Образы - небулярны и требуется научиться извлекать смысл из этих образов и "скрывающих" этот смысл слов. Поэтому как ни крути - "в начале бе слово", но еще раньше был образ явления, именем которого это слово и является. Если о чем-то "говорить" или "писАть", всегда полезно иметь в виду знаковую и символьную природы языка. Уважажемый Concrete, Ваша тема совершенно бесплодна. Она, к сожалению, не создаёт никаких умозрительных ориентиров, которые могли бы вывести мысль в продуктивное исследовательское русло, по которому человек мог бы достичь жизнеутверждающего или жизнепознающего источника, или хотя бы простого чувства удовлетворения от проделанной умственной работы. Чтобы её /тему/ как-то оживить, приходится "задевать" рядом стоящие: об исследовании Журавлёва, об определении уровня таланта поэта компьютером, о "теории человека" в древних индийских источниках. Посудите сами, стоит ли она Вашего с нами внимания после этого? Если Вы еще не увидели смысла, это не значит, что его там нет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Evgenya72 Опубликовано 30 января, 2012 Поделиться Опубликовано 30 января, 2012 интересно на картинке. т.е. ум, это то, с помощью чего разум управляет чувствами...да? а интеллект? Если о чем-то "говорить" или "писАть", всегда полезно иметь в виду знаковую и символьную природы языка. это какому типу людей?))) я не знаю, мне кажется, у меня есть образ и я стремлюсь его выразить насколько возможно близко к тому, что представляю, а если буду задумываться над знаковой и символьной природой языка, то буду, как та сороконожка, которая задумалась, как же она ходит))) хотя, возможно, вру. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Sand Опубликовано 30 января, 2012 Поделиться Опубликовано 30 января, 2012 "Сборка" слов по буквам и по фонемам вызывает свои разные ассоциации, наполняющие слово немного (или много?) разным смыслом. Это различие и есть одна из причин "небулярности" слов. Это прочитать сумеете? https://psycheforum.ru/ipb.html?s=&sh...t&p=1741198 Смысл понятен? Или это по рзезульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. галвоне , чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом Вот Вам и резюме для Вашей теории) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Concrete Опубликовано 30 января, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 30 января, 2012 Это прочитать сумеете?https://psycheforum.ru/ipb.html?s=&sh...t&p=1741198 Смысл понятен? {jhjibq ghbvth! <- Алаверды прочитали? (Это для логического мышления) Или это Вот Вам и резюме для Вашей теории) Тоже хороший пример. Разум по крупицам восстанавливает целое из осколков. Как он это делает? Синтезирует и догадывается, вместо того чтоб анализировать, как это делает рассудок. А сама тема "Лишь определённые люди способны прочитать это" мне понравилась. Действительно, думаю людям с логическим мышлением наверное трудно прочитать подобные тексты. А в чем резюме? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Concrete Опубликовано 30 января, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 30 января, 2012 интересно на картинке.т.е. ум, это то, с помощью чего разум управляет чувствами...да? а интеллект? Современные и древние "полочки" понятий не совпадают - модели разные.. Если понимать интеллект как "способность логически планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетом совпадения истины и блага", то это скорее "герой" на колеснице, а не "кучер". это какому типу людей?))) правшам, наверное? я не знаю, мне кажется, у меня есть образ и я стремлюсь его выразить насколько возможно близко к тому, что представляю, а если буду задумываться над знаковой и символьной природой языка, то буду, как та сороконожка, которая задумалась, как же она ходит))) хотя, возможно, вру. "Задумываться над" - скорее рассудочная операция. Чувствовать - скорее разумная. Интересное выражение: "выразить образ" с помощью чего? - слов? Вот здесь и требуется чувствовать смысл слов а не только знать их словарное значение. Такое чувствование естественно для родного языка, а развить его можно тренировками. А различие между знаками и символами в том, что знаки (например, - дорожного движения) однозначно трактуются, а символы - небулярны - они толкуются в зависимости от контента и опыта. Например, "конь с крыльями" - Пегас это химера, некоторый символ, который можно толковать по-разному. То же и с буквами. Альфа - первая буква (знак) греческого алфавита. Альфа это и символ, заимствованный греками из ранних культур "алеф" - т.е. бык. "Бета"- вторая буква - "бет", т.е. дом или рот. Тогда альфа-бет будет "дом" "быка". Бык это очень древний символ силы, в том числе - репродуктивной. О том кто такой этот бык, я рассказываю на странице "Символика Белого Быка" _http://www.mesto.e-coach.ru/metaphors/labris/tavr.html в теме о лабиринте греческих легенд о Лабиринте и Минотавре у себя на сайте. Римляне заменили название альфа-бет на редуцированное Алфа-вит. А у славян это поменялось на Аз-буку. Толкование изменилось, но следы найти можно Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Sand Опубликовано 30 января, 2012 Поделиться Опубликовано 30 января, 2012 А в чем резюме? Несостоятельность Вашей теории о различии смыслового восприятия слова в зависимости от способа его прочтения) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Concrete Опубликовано 30 января, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 30 января, 2012 Несостоятельность Вашей теории о различии смыслового восприятия слова в зависимости от способа его прочтения) Спасибо, за оценку. Как вы чувствуете сочетание частей слова: не - со - стоя -тел(ь) - но - (е)сть ? В порядке эксперимента, - перескажите, пожалуйста. И Вам удалось прочитать мой (мое?) алаверды? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Sand Опубликовано 30 января, 2012 Поделиться Опубликовано 30 января, 2012 Спасибо, за оценку.Как вы чувствуете сочетание частей слова: не - со - стоя -тел(ь) - но - (е)сть ? "рядом не стоЯщее") И Вам удалось прочитать мой (мое?) алаверды? старт- топик) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Concrete Опубликовано 30 января, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 30 января, 2012 "рядом не стоЯщее") С чем? Пропущено или недотянуто: тел(ь) - но (е)сть старт- топик) - а это что такое? - об этом и топик о сложности общения. Или Вы так прочитали? - тогда не правильно! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Sand Опубликовано 30 января, 2012 Поделиться Опубликовано 30 января, 2012 Ув. Concrete, убедительная к Вам просьба, не пишите ответ в цитате, такая форма ответа не цитируется, очень неудобно отвечать)) "рядом не стоЯщее") пропущено или недотянуто: тел(ь) - но (е)сть нет)) То, что к "телу" рядом не стоит, сущ)ж.р., ед. ч) старт- топик) - а это что такое? - об этом и топик о сложности общения.Или Вы так прочитали? - тогда не правильно! О сложности общения ВООБЩЕ или об одной из причин, исходя из Вашего взгляда? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Concrete Опубликовано 30 января, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 30 января, 2012 Ув. Concrete, убедительная к Вам просьба, не пишите ответ в цитате, такая форма ответа не цитируется, очень неудобно отвечать)) нет)) То, что к "телу" рядом не стоит, сущ)ж.р., ед. ч) О сложности общения ВООБЩЕ или об одной из причин, исходя из Вашего взгляда? Простите пожалуйста за причиненное неудобство. так, перевод уже лучше. Осталось - но (е)сть Причин две и больше. Одна причина - недостаточное чувство слова. Другая - небулярность смысла слов. Третья - личный опыт жизни: воспитание, образование, интересы... Четвертая - уверенность в своей исключительной правоте... Пятая - врожденные склонности (лево/право полушарное мышление) Шестая - привычка рассматривать предмет как привыкли... ... Причин небулярности много. Результат один - сложности понимания и общения. Не хочется упрекать Вас в невнимательности: И всё-таки: что такое Вы хотели сказать - старт -топик? И удалось ли прочитать алаверды? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
LanaF Опубликовано 30 января, 2012 Поделиться Опубликовано 30 января, 2012 Небулярность в стихах и прозе или небулярность в общении вообще?.. Небулярность в восприятии знаков языка?... Скиннер "Вербальное поведение" - хорошая книжка. Слова формируют представления. Представления это лишь чертеж, в лучшем случае - рисунок некоторого образа Маленький ребенок. Ему показывают игрушку - представление или образ?. И говорят - "Это - мишка" - слово-label. Что формирует что?... Смысл не однозначен. Зависит от контента и опыта собеседников. А уж потом эти смыслы коллекционируют толковые словари. О! Не от того ли и небулярность?... Сорри, если не так поняла старттопик. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти