Перейти к содержанию

"Властелин колец"


Рекомендуемые сообщения

Для толкинистов и просто любителей книги и фильма "Властелин колец" я разместила здесь отрывок из работы аналитического психолога Елены Иванчиковой (с разрешения автора.)

Можно обсуждать и дополнять. :)

 

"Карта Средиземья представляет собой психическую карту души человеческой, а само путешествие героев – путь индивидуации. Равно как до тех пор, пока мы не начали исследовать наше бессознательное, в нем остается немало белых пятен и лакун, и точно таким же образом мир Средиземья вначале представляется главным героям чем-то непознанным.

 

Четверка хоббитов, пускающихся в долгое и опасное путешествие, представляет собой 4 психических функции, активация которых напрямую связана с эволюцией Эго.

Фродо олицетворяет собой функцию мышления. Он не похож на других хоббитов, которые считают его эксцентричным мечтателем. Уже в начале пути он задается вопросом: «Куда же мне идти? Чем руководствоваться? Чего искать? Бильбо ушел на поиски сокровищ и вернулся назад: но я ухожу, чтобы не вернуться, насколько я понимаю». Он словно чувствует, что то, что с ним произойдет, изменит его навсегда. И конце соблазн овладевает даже им. После пройденного пути он останавливается уже на самой вершине Ородруина и говорит «Кольцо - мое». И тут на него набрасывается Горлум. Из-за пережитой раны он становится особо чувствительным к происходящему: он отказывается принять меч от Арагорна и стремится избегать кровопролития. Фродо щадит Сарумана, который пытается его убить. И не требует взамен благодарности. Тогда Саруман ему говорит: «Да ты и вправду вырос, невысоклик. Да-да, ты очень вырос. Ты стал мудрым и жестоким. Теперь из-за тебя в моей жизни нет утешения, и милосердие твое мне горше всего на свете. Ненавижу тебя и твое милосердие!» А все потому, что пережитое страдание сильно изменяет Фродо, и полученная рана остается с ним навсегда. Как он объясняет Сэму: «Я хотел спасти Шир –и вот он спасен, только не для меня. Кто-то ведь должен погибнуть, чтоб не погибли все: не утратив, не сохранишь… Я ранен, ранен глубоко, и нет мне исцеления». В конечном счете Тень у Фродо прорывается, поэтому он решает уйти за море. После того, как он дописывает Алую книгу, в которой описывает все происходившие с Братством приключения, он всходит в Серебристой Гавани на борт корабля, и уплывает на запад в Валинор.

 

Сэм воплощает собой аспект чувства. Это типичный герой волшебной сказки. Из молодого мужчины он становится зрелым мужчиной, который получает пост мэра Шира и женится. Его фамилия «Гэмджи» переводится как «глупец». Он представляет собой того самого архетипического дурака из нулевого аркана Таро. При встрече с ним Фарамир требует, чтобы тот прикусил язык, когда говорит его мудрый хозяин. Однако, после ночи в Раздоле что-то в нем неуловимо меняется: Не знаю, как это объяснить, но после ночи во мне что-то изменилось... Как будто я поглядел вперед. Я знаю, что нам предстоит очень долгая дорога во тьме: но я знаю, что я не смогу повернуть назад. Дело не в том, что я хочу увидеть эльфов, или драконов, или горы. Я в сущности не знаю, чего я хочу. Но я должен что-то совершить, и это что-то лежит впереди, не в Уделе. Я должен пройти через это, сэр, если вы меня понимаете. Тем не менее, эльфы чувствуют скрытый в Сэме потенциал. Доброта и отвага проявляются в нем уже в первом томе, когда он, маленький садовник заступается за пони, с которым плохо обращаются. Он успешно вызволяет Фродо из щупалец озерного чудовища у врат Мории, сражается с Шелоб – негативной манифестацией образа великой матери, несет на руках хозяина, когда силы оставляют его после схватки. Впоследствии он успешно преодолевает инфляцию, преодолевая соблазн, исходящий от Кольца.

Важно еще то, что Фродо из-за пережитых невзгод преображается духовно и физически, Мерри и Пиппин – тоже, а Сэм – остается самим собой, со своим разумным поведением и умеренностью. По возвращению он успешно засевает Хоббитанию пылью из коробочки, которую ему в свое время дала Галадриэль. Именно он «сыпнул пыли повсюду, где истребили самые красивые и любимые деревья… Ну а весной началось такое…. Саженцы его пошли в рост, словно подгоняя время, двадцать лет за год». И в итоге не случайно ВК заканчивается тем, что он провожает Фродо, приходит домой, сажает себе малышку Эланор на колени и говорит: «Ну вот, я и вернулся». Но в записках Толкина есть важный момент, что после смерти жены Сэм слагает с себя пост мэра, и уплывает на лодке в Валинор, где присоединяется к Фродо

 

Мерри и Пин – из юношей становятся мужчинами, проходят путь инициации. Проходят через трансформацию, в них активизируется архетипический потенциал. Похищение орками символизирует собой сепарацию, встреча с древобородом и вход в лес – это аналог подземного мира, дерево – символ Самости. Испивая чудодейственного напитка Древоборода, они становятся выше ростом, волосы у них светлеют. Если Пиппин – это интуитивный тип, то Мерри – чувствующий, он подмечает конкретные детали. онечно, хоббиты не всесильны. Пиппин воротит нос от скудной походной трапезы и заглядывает в Палантир, чем навлекает на себя гнев Гэндальфа. Но в итоге Мерри поражает назгула в колено, а Пин спасает Фарамира от смерти и бьется с Троллем, который его едва не убивает. В итоге они приносят клятву верности двум верховным правителям – властителю Мустагрима конунгу Теодену и Верховному правителю княжества Гондор Денэтору.

Мерри, когда осознает, что надо восстанавливать Шир, в отличие от Фродо, жаждет поскорее покончить с захватчиками: «И ты, дорогой Фродо извини, конечно, ни аханьем, ни оханьем, не спасешь ты ни Лотто, ни Шир… Нет, надо действовать немедленно. Надо поднимать мятеж!».

 

Гэндальф – это Меркурий или Гермес, волшебник и бог волшебников. волосы Гэндальфа еще побелели, борода и брови отросли, лицо новыми морщинами изрезали заботы, но глаза блестели по-прежнему, и кольца дыма он пускал с обычным смаком и сноровкой. Подобно Меркурию, носящего кадуцей, у него есть магический жезл. Так как он воплощает собой архетип духа, и появляется тогда, когда необходимы решение, понимание, добрый совет, и т.д. Подобно Меркурию, он часто предстает в повествовании в виде вестника – недаром он разъезжает везде на скакуне Светозаре. Архетип духа материализуется тогда, когда герой находится в безнадежной и отчаянной ситуации, из которой его могут вызволить счастливый случай или эндопсихический автоматизм. Замкнутый круг перерождения, являющийся существенной характеристикой Меркурия, ибо он также - змея, оплодотворяющая, убивающая, поедающая себя и заново рождающаяся. Так, войдя в царство мертвых, в пещеры Мории, он увлекается Балрогом во мрак – но впоследствии перерождается. Я лежал один, и надо мной вершился звездный круговорот, и дни казались мне веками…я внимал смутному, слитному ропоту земного бытия.

Когда в Фангорне Гимли, Арагорн и Леголас встречают его после трансформации, они долго не могут его узнать: «вскочил на ноги, одним махом вспрыгнул на скалу и внезапно вырос, как слепящий столп, сбросив накидку вместе с балахоном. Сверкало его белое одеяние. Он воздел посох, и секира Гимли бессильно звякнула о камни. Меч Арагорна запламенел в его недрогнувшей руке. Леголас громко вскрикнул, и стрела его, полыхнув молнией, прянула в небеса.— Митрандир! — возгласил он затем. — Это Митрандир! — Повторяю тебе: с добрым утром, Леголас! — промолвил старец. Пышные волосы его блистали, как горный снег, сияло белоснежное облаченье, ярко светились глаза из-под косматых бровей, и мощь была в его подъятой руке. От изумленья, ужаса и восторга все трое приросли к земле и утратили дар речи.»

В том, что его путают с Саруманом, и в том, что он объявляет впоследствии себя Саруманом таким, каким ему следовало бы быть, нет ничего удивительного. В совокупности с Саруманом Гэндальф воплощает собой двойной Меркурий. Юнг пишет о Меркурии, что тот"обегает весь свет, равно наслаждаясь обществом и добрых, и злых". Он - "два дракона", "близнец", возникший из "двух природ" или "двух субстанций. Трикстер и злой, и добрый, любящий и ненавидящий, мужчина и женщина, он в своем образе сводит вместе противоположности, в то же время оставляя их дифференцированными."

post-54731-1330349077_thumb.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...