Перейти к содержанию

Дефекты и нарушения речи


Рекомендуемые сообщения

  • Психологи

Уважаемые форумчане! Решила создать эту тему , поскольку много было обращений с проблемами звукопроизношения, нарушением темпа и ритма речи ( заикание) , нечёткостью дикции и т.д.
Тема " Картавость" не совсем подходит для этого , т. к. нарушений речи множество , а не только дефекты произнесения звуков.
Пожалуйста, если у кого какие вопросы , обращайтесь. Помогу, чем смогу. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи

Основные виды речевых нарушений:

Дислалия -- (от греч.dis - приставка, означающая частичное расстройство, и laliо - говорю) нарушение звукопроизношения при нормальном слухе. Дислалия яляется одним из самых распространенных дефектов речи (искаженное произнесение звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков, реже - пропуски). Известны две основные формы дислалии: функциональная и органическая. Функциональная дислалия - отсутствие органического нарушения в строении артикуляционного аппарата. Органическая (механическая) дислалия – наличие анатомических дефектов органов артикуляции (зубов, челюстей, языка, нёба). У детей, как правило, дислалия сопровождается нарушениями письменной речи.

Заикание - нарушение речи, при котором речь нарушается непроизвольными повторениями отдельных звуков, слогов или целых фраз. Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью. При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание. Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего - артикуляционные судороги, судороги мышц гортани - голосовые (отсюда название "заикание" - спазмы напоминают икоту). Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха.

Афазия (от греч. a – отрицат. частица и phasis – высказывание) утрата речи – системные нарушения речи, которая уже была развита. Афазия возникает при локальных органических поражениях коры левого полушария (у правшей) в результате перенесенных травм, опухолей и т.д. Афазия затрагивает фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи. Выделяется семь форм афазии: сенсорная афазия (нарушение фонематического слуха); акустико–мнестическая афазия (нарушение слухоречевой памяти); оптико–мнестическая афазия (нарушение зрительной памяти); семантическая афазия (дефекты симультанного анализа и синтеза); афферентная моторная афазия (нарушение кинестезической афферентации, идущей при произнесении слов); эфферентная моторная афазия (нарушение кинетической организации речевых актов ); динамическая афазия (нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, связанные с планированием речи.

Афония - (а + греч. phone - голос) - потеря голоса. В силу органических поражений центральной нервной системы или функциональных нарушений в гортани (голосовых связках, гортанных мышцах) больной теряет звучность голоса, хотя сохраняется шепотная речь. То есть афонию можно определить как потерю громкого голоса. Характерно неполное смыкание голосовых связок при слабом их напряжении, однако во время аффекта может внезапно появиться громкий, звучный голос. Афония может быть следствием болезненных процессов голосовых связок (острый катар, туберкулёз, опухоль, сифилис), профессионального утомления голоса, у здоровых людей – при внезапных и сильных волнениях. Афония - нередкий симптом истерических психозов и неврозов. Наблюдается, в частности, при перенапряжении голосовых связок у лекторов, учителей, актеров, при внезапных и сильных волнениях. Также может быть последствием операций на щитовидной железе при повреждении возвратного нерва.

Дисфония - (dysphonia; греч. dys- + phone звук, голос) - расстройство голосообразования, нарушение высоты, силы, тембра голоса. Голос становится хриплым, слабым, вибрирующим, фальцетным, дрожащим, срывающимся, монотонным, с металлической окраской и т.п. Среди причин вызывающих голосовые расстройства можно назвать грипп, ОРВИ, ангину, трахеит, бронхит. Особое место среди голосовых расстройств можно уделить перенапряжению голоса, особенно когда люди стараются перекричать других в компании, в шумном помещении или, несмотря на недомогание, отправляются читать лекцию и преподавать предмет. Микроклимат в помещении, в котором человек проводит много времени, также может служить причиной дисфонии. Сырость, пыль, температурные перепады могут оказывать негативное воздействие на голосовой аппарат. Может возникать в результате различных заболеваний гортани, глотки, языка или полости рта, а также вследствие психогенных расстройств .

Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. При дизартрии больной не может выговаривать не отдельные звуки, а страдает вся произносительная сторона речи. У страдающих дизартрией ограничена подвижность речевой и мимической мускулатуры (мягкого неба, языка, губ). Дизартрия возникает при поражениях заднелобных и подкорковых отделов головного мозга. Эти поражения могут произойти во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.). В детском возрасте при дизартрии могут нарушаться чтение и письмо . Во взрослом возрасте дизартрия сопровождает, как симптом, афазию (последствие кровоизлияния в мозг).

Ринолалия (от греч. rhinos – нос, lalia-речь) - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, по причине анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата. Ринолалия по своим направлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного (от лат. nasus - нос) тембра голоса. При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы. В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии. При патологическом выдохе воздушная струя либо направляется в нос при всех звуках речи - открытая ринолалия.( целом речь при ринолалии мало разборчива, монотонна). Либо проход в носовую полость всегда закрыт, даже при произнесении носовых звуков - закрытая ринолалия. При этом страдает произношение носовых согласных и гласных звуков. Причины возникновения ринолалии можно разделить на органические (функциональные центрального или периферического характера) и врожденные (приобретенные)

Аграфия - (a-grapho-не пишу; лат.) нейропсихологическое нарушение, расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полной утрате способности письма при сохранении двигательных функций руки. Аграфия в большинстве случаев возникает совместно с афазией, при поражении левой височной коры. При тяжелой степени аграфии больной абсолютно не может писать, а при легкой - грубо искажает написание слов, пропускает и переставляет буквы (литеральная параграфия), пропускает и переставляет слова (вербальная параграфия), неспособен соединять буквы и слоги. При афатической аграфии проявляются дефекты фонематического слуха и слухоречевой памяти. Возможна также чистая аграфия, не связанная с другими синдромами и обусловленная поражением задних отделов второй лобной извилины доминантного полушария. Патологический процесс при чистой (оптической) аграфии локализуется в угловой извилине, у правшей слева .

Алексия – (от греч. а – отрицат. частица и lexis – слово) неспособность овладения процессом чтения. Существует несколько форм алексии. Оптическая алексия, при которой не определяются либо буквы, либо целые слова. Возникает при поражении коры затылочных долей. Слуховая алексия, при которой нарушаются фонематический слух и звукобуквенный анализ слов. Возникает при поражении коры височной области левого полушария (у правшей). Кинестезическая моторная алексия определяется нарушением кинестезической основы речевого процесса. Возникает при поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей). Кинетическая (эфферентная) моторная алексия, при которой нарушается кинетическая, сукцессивная организация речевого акта. Возникает при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей). И особая форма алексии, при которой нарушается целенаправленный характер чтения, отключено внимание. Возникает при поражении коры лобных долей мозга.

Также существуют два вида нарушения темпа речи брадилалия - патологически замедленный темп речи, и тахилалия - патологически ускоренный темп речи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи

Теперь приступим к самому распространённому нарушению звукопроизношения - картавости , то есть искажённому произношению звуков "Р", "Рь".

 

Правильная артикуляция звука Р заключается в следующем:

 

 

 

губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);

зубы - разомкнуты;

язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;

голосовые связки - вибрируют, давая голос;

воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.

 

Мягкий звук РЬ отличается по артикуляции от парного твердого звука р дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперёд

post-5965-1205075719_thumb.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи

Вторым по обращаемости дефектом звукопроизнеошения является сигматизм - искажение звуков "С", "Сь", "З", "Зь".

 

При правильном произнесении звука С части артикуляционного аппарата располагаются следующим образом :

 

— губы принимают положение следующего гласного;

 

— зубы сближены на расстояние около 1 мм;

 

— кончик языка упирается в нижние резцы;

 

— спинка языка выгнута, и по середине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам;

 

— боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов;

 

— нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что образует препятствие для выхода воздуха через нос;

 

— голосовые связки разомкнуты.

 

При произнесении мягкого с спинка языка более выгнута по направлению к твердому нёбу и весь язык напряжен; кончик языка сильнее упирается в резцы.

 

При произнесении звуков з и з' артикуляционный уклад тот же, что и при произнесении с и с', только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют; выдох менее напряжен, чем при звуке с .

post-5965-1208526331_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи

Искажения произношения звука 'С'

 

Межзубный сигматизм

 

Кончик языка при произнесении свистящих звуков не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами. Свистящие звуки приобретают так называемый шепелявый оттенок. Очень часто межзубное произношение свистящих сочетается с таким же произношением шипящих и переднеязычных звуков т, д, н, л. Предрасполагающими моментами к возникновению межзубного произношения могут служить вялость кончика языка и прямой открытый прикус.

Коррекция: необходимо подобрать упражнения для укрепления мышц кончика языка и передней части спинки языка, выработки направленной воздушной струи, отрабатывать звук И, при котором положение языка близко к артикуляции звука С.

Нужно перевести широкий кончик языка за нижние резцы, сблизить их и "пускать длинный легкий ветерок".

 

Боковой сигматизм

 

Воздушная струя идет не к средней линии передних резцов, а вбок, уклоняясь в одних случаях вправо, а других — влево, или же выходит по обоим краям языка. Эти уклонения можно обнаружить, передвигая вдоль губ узкую полоску бумаги или тонкий кусочек ваты, которые отклоняются, когда попадают под выходящую воздушную струю. Этот вид сигматизма характеризуется неприятным хлюпающим звуком. Случаи односторонних боковых сигматизмов могут зависеть от уклонения языка вправо или влево и от смещения в тот или другой бок нижней челюсти при смыкании зубов. Случаи двусторонних сигматизмов связаны с тем, что язык своей спинкой поднимается к нёбу, не образуя желобка посередине, боковые края языка опущены и пропускают воздушную струю. Очень часто боковое произношение распространяется на обе группы (свистящих и шипящих) звуков, часто присоединяется такое же произношение и мягких пар задненёбных и боковое произношение звука р. Эти факты подтверждают органическую основу возникновения боковых сигматизмов — парез языка. Слышится хлюпающий звук хьль (хлюп всесто суп)

Коррекция: случаи бокового сигматизма часто требуют длительной работы. Для исправления ребенок высовывает широко распластанный язык между зубами и в этом положении произносит (с шепелявым оттенком) слоги и слова. Необходимо задувать на широкий язык, боковые края которого касаются верхних коренных зубов. Полезно задувание в пузырек, в отверстие ключа, отрабатывать произношение звуков И, Ф . Постепенно, день за днем язык оттягивается за нижние зубы.

 

 

Носовой сигматизм

 

Струя воздуха идет в нос, что чаще всего зависит от поднятого корня языка, и звуки заменяются храпом в нос. Соответственные движения губ, челюстей и образование желобка на языке не формируются или оказываются неполными, только намеченными. Очень часто носовой сигматизм распространяется и на шипящие звуки. Причиной искажения звука в данном случае является излишнее напряжение задней части языка.

Коррекция: для устранения полезно применять такой способ: родитель произносит С, З, направляя выдыхаемый через рот воздух на кончики пальцев ребенка, потом ребенок повторяет. Можно использовать и межзубный звук. Длительно произносить Ф, просунув широкий кончик языка между нижней губой и верхними зубами, затем перевести язык в зазубное положение. Можно длительно произносить Ф, просунув широкий кончик языка между нижней губой и верхними зубами, затем перевести язык в зазубное положение (если необходимо, провести дифференциацию Ф и Х).

 

Губно-зубной сигматизм

 

Свистящие, чаще шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся в той или иной степени подобно губно-зубным звукам ф и в (фраза — Кошка и собака живут недружно—приобретает примерно следующий вид: Кофка и фабака вивут недрувно). Свистящие и шипящие звуки заменяются двугубными щелевыми звуками, язык в произношении не участвует. Произношение свистящих и шипящих включает элементы произношения как свистящих и шипящих (положение языка), так и звуков ф и в (положение губ).

Коррекция: при губно-зубном сигматизме необходимо затормозить участие губ, для чего проводятся подготовительные артикуляционные упражнения (оскал — трубочка). Можно оттянуть нижнюю губу пальцем. Если необходимо, провести работу по различию С-Ф.

 

Призубный сигматизм

 

имеет два варианта:

1. Кончик языка находится на уровне щели между верхними и нижними резцами и мешает свободному выходу воздуха. Желобок не образуется. Вместо свиста получается тупой шум. Этот вариант относится к чистым сигматизмам.

2. Свистящие и шипящие звуки (чаще всего и те и другие одновременно) заменяются звуками т и д (с — т, з — д, ж — д, ш — т, ц — т, ч и щ — т): Котка и табака дивут недрудно. Последний вариант — один из самых тяжелых, так как охватывает одновременно все семь звуков, искажает речь, делает ее малопонятной и, безусловно, тяжело отражается на письме и приводит к невозможности формирования фонематического различения в большой группе звуков. Этот вариант наблюдается при тугоухости и других случаях тяжелого речевого недоразвития.

Коррекция: в случаях призубного сигматизма достаточно выработать длительную направленную воздушную струю и с механической помощью опустить кончик языка к нижним зубам и таким образом получить щель вместо смычки.

 

Шипящий сигматизм

 

Свистящие и шипящие звучат одинаково нечетко, сходны со звучанием смягченных шипящих (Шябака и кошька живут недружьно). Кончик языка в этом случае опущен вниз, но несколько оттянут в глубь рта, спинка языка напряжена, желобка не образует, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате струя воздуха растекается по всей поверхности языка.

Коррекция: поднимать и опускать среднюю часть спинки языка при опущенном кончике языка. Задувать на язык при опущенной средней части спинки языка. Направлять воздушную струю посередине языка. Работать над образованием глубокого желобка. Удерживать широкий кончик языка за нижними резцами. Чередовать движения широкого языка за нижние и верхние зубы. Удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов. Чередовать движения широкого кончика языка от нижних резцов к подъязычной уздечке. Сопоставлять и различать на слух свуки С-Щ. Отрабатывать звуки И, Ф. Необходимо провести дифференциацию звука С и звука-заменителя Щ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи

Доброго времени суток всем, кто читает тему . )))

 

Буквально вчера на приёме у себя в кабинете в очередной раз услышала недоумённый вопрос: "А что, разве можно исправить речь взрослому человеку? "

 

И захотелось мне написать : не только можно, а и очень даже успешно.

 

Частенько , не занявшись звукопроизношением в детсве , взрослый человек комплексует или просто отчаивается что-то изменить , да и стереотипы играют роль : речь сформирована - значит работа над ней не принесёт успехов. Говорю вам из своего многолетнего опыта : работать над своим звукопроизношением, дикцией, выразительностью можно всегда, в любом возрасте А сколько радости и свободы доставляет самому говорящему чистая и правильная речь Если раньше он стеснялся общаться, считал, что все обращают внимание на его небольшой недостаток, то , овладев необходимыми навыками, он говорит легко и свободно. Люди расцветают прямо на глазах . А казалось бы.. подумаешь, ну буковку не произносит правильно, а сколько неудобства и нервов оказывается это приносит.

 

Я уже не говорю о заикании. По нему вопросов ещё больше. Вот представьте: приходит на приём 30-летний человек и , сомневаясь, начинает выспрашивать : поможет ли ему лечение??? Ведь всё ж столько лет стаж судорожной речи..... И тут мой ответ однозначный: " Поможет!"

 

Я особенно люблю заниматься со взрослыми пациентами .

У них всегда есть стремление, желание и усердие. А как известно, если есть цель , то находятся и средства по её достижению. Я не скажу, что работа над речью проста , но она всегда приносит свои положительные плоды. Если человек старается, верит в себя , то и результат не заставит долго ждать. А моя задача просто направить усилия пациента в нужное русло .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...