Перейти к содержанию

Методики самоисследования


Рекомендуемые сообщения

  • Психологи

В этом разделе я хочу поделиться с вами своими любимыми методиками, которые помогают лучше понять себя, выявить личные особенности, прояснить свои состояния и причины, их вызвавшие.

1. Тест 16 Ассоциаций (Типатов Николай)
Психоаналитики считают, что неконтролируемые ассоциации - это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания.
Многие рассматривают Игру в ассоциации, как метод самоисследования, самотестирования.

Итак, Вы можете заглянуть вглубь себя.
Запишите в столбик первые 16 слов , которые приходят Вам в голову.
Для упрощения можете выбрать любую букву алфавита и по порядку записать слова на эту и последующие 15 букв.
Так Вы получите первый ассоциативный ряд.

Далее прочтите первые два слова Вашего ассоциативного ряда и придумайте слово-ассоциацию к этой паре слов. Поочередно запишите ассоциации к последующим парам слов.
Так у Вас появится второй ассоциативный ряд из 8 слов .

Далее, вводя каждый раз слова-ассоциации к очередной паре слов, у Вас появятся ассоциативные ряды из 4 слов , из 2 слов.

Последнее слово-ассоциация считается самым важным для вас в данный момент.
Внимательно присмотритесь к нему - ведь вы практически вытащили его из своего подсознания…

Пример:
1.
В - вода
Б - бутерброд
Г - глаза
Д - дерево
Е - ель
Ж - живот
З - зубы
И - игла
К - корова
Л - ласка
М - маска
Н - Наташа
О - область
П - простота
Р - работа
С - служба

2. Пары:
вода + бутерброд = пища
глаза + дерево = созерцать
ель + живот = колет
зубы + игла = очищение
корова + ласка = молоко
маска + Наташа = маскарад
область + простота = место для естества
работа + служба = обязанность

3. Пары:
пища + созерцать = аппетит
колет + очищение = лечить
молоко + маскарад = диета
место для естества + обязанность = запрет, в котором есть небольшое разрешение

4. Пары:
аппетит + лечить = здоровье
диета + запрет... = правила и исключения

5. Слово:
здоровье + правила и исключения = система

Итог: я действительно в последнее время беспокоюсь о нескольких лишних килограммах, которые никак не сброшу из-за недостатка мотивации. Последнее слово - та система питания, которая когда-то помогла мне похудеть на 8 кг без особых трудностей и диет. Видимо, пора))

Попробуйте этот метод, и Вы поймете, что актуально для Вас.
Также можно его использовать, задавая себе более конкретный вопрос о беспокоящем. Порой результаты бывают удивительными...)

Если нужна будет помощь в проведении или дальнейшей проработке - пишите мне)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи

2. Чего я хочу? (Сочетание методики, автора которой я, к сожалению, не знаю (позже найду) с моим опытом).

 

1. Вы поймали Золотую Рыбку. У Вас есть минута, чтобы назвать 3 свои любых желания. Лучше запишите).

 

2. Представьте, что Ваши желания исполнились, у Вас теперь есть то, о чем мечтали. Чем Вы будете заниматься? Запишите.

 

3. Представьте, что жизнь распорядилась по-своему и у Вас осталось не более 5 лет жизни. Что Вы постараетесь успеть сделать. Самое важное.

 

4. Теперь у Вас остался 1 год.

 

5. 1 день... Запишите, что Вы сделаете в последний день? С кем его проведете? Что попытаетесь отдать и получить?

 

6. Сравните Ваши "последние действия" с тем, что Вы заказали золотой рыбке. Согласованны ли они? Действительно ли это то, о чем Вы мечтаете? Что Вас останавливает?

 

P.S. Если Вам понравилась или не понравилась любая из описываемых в этой теме методик, напишите об этом. Мне интересно Ваше мнение.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи

В связи с актуальностью темы привожу хорошую методику профессора Ковалева С.В.

Техника создания высокой самооценки

1. Оцените по 10-балльной шкале свое собственное общее отношение к себе — самоуважение и самооценку (можно как в целом, так и по отдельности, если между ними существует заметная разница). Если полученные (опять-таки общие) оценки достаточно высоки, определите специфический контекст или ситуацию, которая является для вас проблемной (например, вы можете терять самоуважение при разговоре с авторитетным начальником), и работайте именно с этим аспектом самоотношения. Если же оценки невысоки, работайте «в общем». То есть задайтесь вопросом, не ощущаете ли вы явственную склонность к самоосуждению, сомнениям в себе или не принятию себя — в целом или в каких-то контекстах и ситуациях. И оцените для выявленного уровень самоуважения и уверенности в себе по рекомендованной 10-балльной шкале.

2. Проанализируйте обнаружившиеся провалы (естественно, по одному). Сами для себе ответьте на вопрос, ведет ли подобное самоосуждение, сомнение в себе или не принятие себя к тому, чтобы сделать вашу  жизнь экологичной, эффективной и
счастливой? Придает ли оно вам силы в личностном плане? Является ли тем способом жизнедеятельности, который вам подходит? Может быть вам «этого» уже «довольно»? Тогда готовы ли вы дать себе шанс увеличить ваше самоуважение и уверенность в себе? Если нет, удовлетворите все возражения противящихся этому частей (см. С.В. Ковалев «Психотерапия личной истории и психокоррекция Самостоятельных Единиц Сознания») либо просто попросите их не мешать эксперименту. Если да, сразу переходите к следующему шагу.

3. Локализируйте и опредметьте ваши самоуважение и самооценку и (или) представьте образ себя — такого, который их имеет в недостаточной степени.

("посадите" этого "себя" напротив или около себя, рассмотрите его, прочувствуйте его - прим. Вера)

4. Получите доступ к состоянию принятия, вспомнив или вообразив все что угодно (человека, ситуацию, природное явление и т. п.), что вам не очень нравится, но вы это принимаете (например, вам может не нравится снег, но вы его принимаете).
Локализируйте, опредметьте, оцените и (при необходимости) усильте это состояние принятия.

5. Войдите в состояние принятия настолько полно и совершенно, насколько это для вас возможно, и привнесите его в свои самоуважение и самооценку, одновременно как бы спроецировав это состояние на образ самого себя.

6. Получите доступ к состоянию признательности (благодарности), вспомнив или вообразив то, что безоговорочно вызывает у вас это (эти) чувства. Локализуйте, опредметьте, оцените и усильте данное состояние.
(или вспомните, за что вы можете быть признательны (благодарны) этому себе - прим. Вера)

7. Войдите в состояние признательности (благодарности) полно и совершенно, после чего привнесите его в самоуважение и самооценку, одновременно спроецировав принятие на образ самого себя.

8. Получите доступ к состоянию почитания (благоговения или глубокого уважения), вспомнив или вообразив нечто, безусловно вызывающее у вас данные состояния (если не найдете ничего в физическом мире, используйте феномены мира высшего — Природа, Бог, Космический Разум или Абсолют). Локализуйте, опредметьте, оцените и усильте эти состояния.

9. Войдите в состояние почитания полно и совершенно, после чего привнесите его в самоуважение и самооценку, одновременно
спроецировав данное почитание на образ самого себя.

10. Оцените по 10-балльной шкале получившийся в результате процедуры уровень самоуважения и самооценки и в случае, если он вас устроит, введите в свое тело трансформировавшийся в результате образ самого себя, как бы втянув его внутрь и расширив там до своих телесных объемов.

11. Повторите шаги 1–10 для всех остальных контекстов и ситуаций, где вы чувствуете недостаток самоуважения и самооценки.

12. Осуществите подстройку к будущему, представив, как легко и элегантно вы будете теперь двигаться по жизни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи

Техника «Самооценка»

 

Закончи предложения:

Я восторгаюсь собой когда…

Я доверяю своему…

Я неподражаем(-а) в…

Мне прекрасно удается…

Мне очень нравится в себе…

Я горжусь собой когда…

Я фантастичен(-а) в ….

Я верен(верна) себе в…

 

Закончи предложения:

Я хочу ..

Я могу …

Я чувствую

Я ощущаю (ощущения в теле)…

Я думаю (мысли)…

Я делаю…

Для меня это важно, потому что…

Я похож(а) на…

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи

«Колесо жизненного баланса»

 

У каждого человека есть свои жизненные приоритеты и с течением времени они могут меняться. И то, что важно сегодня, лет через десять, возможно, вообще не будет входить в список важных сфер вашей жизни, либо трансформируется во что-то другое. Это нормально. От ваших приоритетов в жизни зависит, собственно, вся ваша жизнь: именно те сферы жизни, которые вы считаете наиболее важными на данный момент, определяют ваши цели, желания, стремления. И именно удовлетворенность положением дел в этих сферах в значительной мере влияет и на ваше восприятие окружающего мира.

 

Человек, у которого одинаково успешно идут дела во всех важных для него сферах жизни, ощущает себя целостной и гармоничной личностью, он полностью доволен жизнью, ему все удается, он ощущает вкус жизни и живет с удовольствием. Красивая картина, правда?

Только на практике чаще бывает так, что в жизни имеет место перекос в одну или другую сторону. В одной области человек может быть гораздо более успешен, чем в другой, и наоборот. В результате нет нужного баланса и очень сложно достичь успеха по всем приоритетным направлениям, а, значит, и полного удовлетворения жизнью. Определенно, подобные ситуации надо исправлять, но прежде, чем исправлять, нужно выяснить, где именно перекос. Определить, с какой областью необходимо работать. Для этого и используется техника построения колеса жизненного баланса.

 

Уделите ему 10 минут своего времени, и оно превзойдет все Ваши ожидания! Это поистине бесценный инструмент, с помощью которого Вы быстро и безошибочно определите:

Над какой областью жизни Вам нужно сосредоточиться, чтобы получить максимальный эффект?

- Какую цель выбрать, чтобы дела начали двигаться во всех остальных областях жизни?

- Каковы истинные причины Вашей неудовлетворенности жизнью (если она есть)

- Прелесть этой техники в ее наглядности. После нее Вам станет ВСЕ ЯСНО…

 

Алгоритм применения «Колеса жизненного баланса»

.

1. Нарисуйте круг. Разделите его на 8 секторов (можно и больше - прим. Вера).

 

2. Представьте, что этот круг – отражение вашей жизни. Заполните все сектора наиболее значимыми сферами. В каждый сектор впишите по одной из самых важных областей Вашей жизни, например: здоровье, карьера, семья, творчество, друзья (общение), духовное развитие, хобби, деньги, отдых и т.д.

 

3. У Вас получится 8 важных областей жизни. (В "стандартный" набор входят: здоровье, финансы, карьера, личностный рост, духовность, отдых (яркость жизни), отношения, семья - Прим. Вера)

 

4.Оцените, насколько Вы удовлетворены каждой из сфер Вашей жизни на сегодняшний день, поставив оценку от 0 до 10.
Где 0 – это полная неудовлетворенность сферой, когда можно сказать: «я абсолютно недоволен!», а 10 – «это все идеально, лучше просто не бывает!»

При этом очень важно, чтобы Вы ставили оценку исходя из Ваших личных ощущений. К примеру, если Ваше финансовое состояние Вас полностью удовлетворяет, не позволяйте другим навязать Вам мнение о том, что до 10 эта сфера у Вас «не дотягивает». Руководствуйтесь своими личными убеждениями и ощущениями.

 

5. Заштрихуйте каждый сектор в соответствии с его оценкой. Теперь Вы можете увидеть, на каком колесе Вы едете в данный момент жизни. Чем оно ровнее, тем в большем балансе находятся все области Вашей жизни. На колесе с большими провалами далеко не уедешь! Нужны титанические усилия, чтобы оно двигалось…

 

Вполне возможно, что нанесенные на круг сектора (жизненные ценности), находящиеся на минимуме, вам просто "навязаны" стереотипом или чужим мнением "это для тебя важно". А вам они НЕ важны, НЕ интересны. Тратить свое время и силы на их достижение вы НЕ хотите. Но, поскольку, вы их занесли в свой круг, то на них ваше колесо и "хромает"!

А может быть, у вас уже почти все сектора на максимуме? Тогда стоит подумать о добавлении новых целей в жизни, новых секторов, чтобы не потерять к жизни вкус.

 

6. Оцените полученные результаты, ответив на вопросы:

Какие сферы являются ведущими? 

Какие сферы Вам необходимо «подтянуть»?

С какой области Вам хочется начать изменения в ближайшее время?

Обратите внимание, что самые слабые области являются и наиболее потенциальными. Работая над ними, Вы получите самые быстрые результаты и максимальную пользу.

.

7. Напишите по каждой области:

Что будет для Вас оценка 10. То есть, что будет идеальной ситуацией для Вас в этой области.

Что необходимо сделать, чтобы изменения произошли?

Определились? Теперь запишите три шага, которые Вы можете предпринять для исправления ситуации в тех сферах, где получился наиболее сильный перекос. 

 

Ну а теперь начинайте действовать, ведь не зря же Вы рисовали и анализировали, правда?

Сделать первые шаги к выравниванию колеса жизненного баланса – это очень важно. Именно так, небольшими шажками, Вы постепенно выровняете все сферы жизни. А позитивные изменения в жизни Вы заметите уже после первых шагов. Поэтому хватит читать, пора действовать!

 

*  *  *

Полезный совет! Вы можете составить такое «Колесо» на любую область своей жизни. Точно также разложив ее на восемь составляющих и оценив от 0 до 10.

Изучая на примере «Колеса» свою карьеру, отношения или финансы, Вы наглядно увидите, что именно в этой области «хромает». И Вам сразу станет понятно с чего начинать. Особенно рекомендуется это сделать для «запущенных» областей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Тест 16 Ассоциаций (Типатов Николай)

Здравствуйте.

Попробовала тест ассоциаций. 

В п.4 не могу сложить вторую пару ) 

 

4.
1) усталость + надежда на хорошее = позитивное мышление
2) правильный путь + распутье = ?
 

"правильный путь + распутье" может дать опять же правильный путь.

Тогда что у нас получается в шаге 5: "позитивное мышление" + "правильный путь".  Как тут резюме вывести?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи

Здравствуйте.

Попробовала тест ассоциаций. 

В п.4 не могу сложить вторую пару ) 

 

4.
1) усталость + надежда на хорошее = позитивное мышление
2) правильный путь + распутье = ?
 

"правильный путь + распутье" может дать опять же правильный путь.

Тогда что у нас получается в шаге 5: "позитивное мышление" + "правильный путь".  Как тут резюме вывести?

Алена, здесь нет правильных или неправильных ответов, важна именно ваша, собственная ассоциация. Первое, что придет в голову, особо не задумываясь. Ответ может даже быть не очень логичным. Или вообще не логичным

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи

К. Изард выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции».

1. Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

2. Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.

3. Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

4. Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

5. Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

6. Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физиологические взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение – желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

7. Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

8. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

9. Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Смущение.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость – удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этом разделе я хочу поделиться с вами своими любимыми методиками, которые помогают лучше понять себя, выявить личные особенности, прояснить свои состояния и причины, их вызвавшие.

 

1. Тест 16 Ассоциаций (Типатов Николай)

Психоаналитики считают, что неконтролируемые ассоциации - это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания.

Многие рассматривают Игру в ассоциации, как метод самоисследования, самотестирования.

 

Итак, Вы можете заглянуть вглубь себя.

Запишите в столбик первые 16 слов , которые приходят Вам в голову.

Для упрощения можете выбрать любую букву алфавита и по порядку записать слова на эту и последующие 15 букв.

Так Вы получите первый ассоциативный ряд.

 

Далее прочтите первые два слова Вашего ассоциативного ряда и придумайте слово-ассоциацию к этой паре слов. Поочередно запишите ассоциации к последующим парам слов.

Так у Вас появится второй ассоциативный ряд из 8 слов .

 

Далее, вводя каждый раз слова-ассоциации к очередной паре слов, у Вас появятся ассоциативные ряды из 4 слов , из 2 слов.

 

Последнее слово-ассоциация считается самым важным для вас в данный момент.

Внимательно присмотритесь к нему - ведь вы практически вытащили его из своего подсознания…

 

Пример:

1.

В - вода

Б - бутерброд

Г - глаза

Д - дерево

Е - ель

Ж - живот

З - зубы

И - игла

К - корова

Л - ласка

М - маска

Н - Наташа

О - область

П - простота

Р - работа

С - служба

 

2. Пары:

вода + бутерброд = пища

глаза + дерево = созерцать

ель + живот = колет

зубы + игла = очищение

корова + ласка = молоко

маска + Наташа = маскарад

область + простота = место для естества

работа + служба = обязанность

 

3. Пары:

пища + созерцать = аппетит

колет + очищение = лечить

молоко + маскарад = диета

место для естества + обязанность = запрет, в котором есть небольшое разрешение

 

4. Пары:

аппетит + лечить = здоровье

диета + запрет... = правила и исключения

 

5. Слово:

здоровье + правила и исключения = система

 

Итог: я действительно в последнее время беспокоюсь о нескольких лишних килограммах, которые никак не сброшу из-за недостатка мотивации. Последнее слово - та система питания, которая когда-то помогла мне похудеть на 8 кг без особых трудностей и диет. Видимо, пора))

 

Попробуйте этот метод, и Вы поймете, что актуально для Вас.

Также можно его использовать, задавая себе более конкретный вопрос о беспокоящем. Порой результаты бывают удивительными...)

 

Если нужна будет помощь в проведении или дальнейшей проработке - пишите мне)

у меняполучилось - " взаимоотдача"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи

Анна, здравствуйте.

Получившееся слово помогло Вам что-то понять о себе или хотите обсудить это вместе?

Пишите, с удовольствием пообщаюсь с Вами)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этом разделе я хочу поделиться с вами своими любимыми методиками, которые помогают лучше понять себя, выявить личные особенности, прояснить свои состояния и причины, их вызвавшие.

 

1. Тест 16 Ассоциаций (Типатов Николай)

Психоаналитики считают, что неконтролируемые ассоциации - это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания.

Многие рассматривают Игру в ассоциации, как метод самоисследования, самотестирования.

 

Итак, Вы можете заглянуть вглубь себя.

Запишите в столбик первые 16 слов , которые приходят Вам в голову.

Для упрощения можете выбрать любую букву алфавита и по порядку записать слова на эту и последующие 15 букв.

Так Вы получите первый ассоциативный ряд.

 

Далее прочтите первые два слова Вашего ассоциативного ряда и придумайте слово-ассоциацию к этой паре слов. Поочередно запишите ассоциации к последующим парам слов.

Так у Вас появится второй ассоциативный ряд из 8 слов .

 

Далее, вводя каждый раз слова-ассоциации к очередной паре слов, у Вас появятся ассоциативные ряды из 4 слов , из 2 слов.

 

Последнее слово-ассоциация считается самым важным для вас в данный момент.

Внимательно присмотритесь к нему - ведь вы практически вытащили его из своего подсознания…

 

Пример:

1.

В - вода

Б - бутерброд

Г - глаза

Д - дерево

Е - ель

Ж - живот

З - зубы

И - игла

К - корова

Л - ласка

М - маска

Н - Наташа

О - область

П - простота

Р - работа

С - служба

 

2. Пары:

вода + бутерброд = пища

глаза + дерево = созерцать

ель + живот = колет

зубы + игла = очищение

корова + ласка = молоко

маска + Наташа = маскарад

область + простота = место для естества

работа + служба = обязанность

 

3. Пары:

пища + созерцать = аппетит

колет + очищение = лечить

молоко + маскарад = диета

место для естества + обязанность = запрет, в котором есть небольшое разрешение

 

4. Пары:

аппетит + лечить = здоровье

диета + запрет... = правила и исключения

 

5. Слово:

здоровье + правила и исключения = система

 

Итог: я действительно в последнее время беспокоюсь о нескольких лишних килограммах, которые никак не сброшу из-за недостатка мотивации. Последнее слово - та система питания, которая когда-то помогла мне похудеть на 8 кг без особых трудностей и диет. Видимо, пора))

 

Попробуйте этот метод, и Вы поймете, что актуально для Вас.

Также можно его использовать, задавая себе более конкретный вопрос о беспокоящем. Порой результаты бывают удивительными...)

 

Если нужна будет помощь в проведении или дальнейшей проработке - пишите мне)

Здравствуйте, Вера! Спасибо за этот тест. Все слова были на тему смерти, кладбища. В итоге вышла на чувство вины. Это было неожиданно для меня.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...