Перейти к содержанию

Проблемы с чтением


Рекомендуемые сообщения

Пожалуйста, помогите мне хорошим советом или любой другой информацией! Я не могу, я устал. Мысли о своей ущербности, постоянные рефлексии лишают покоя, прививают отвращение к самому себе, прибивают ко дну и без того забитую самооценку.

Я не умею читать, хотя мне уже 20 лет. Нет, что касается складывания букв в слова, скорости чтения, с этим все как раз в порядке. Помню, еще в детском саду меня просили почитать что-нибудь для других, так как уже тогда читал не медленно. Но! У меня серьезные, на мой взгляд, проблемы со смысловым восприятием текста и, собственно, воображением, так необходимым при прочтении особенно художественной литературы. Читаю ужасно медленно, под словом «читаю» я подразумеваю «усваиваю прочитанное мозгом и сердцем (воображением и эмоциями)». До такой степени все плохо, что могу читать, например, предложение «В лесу было тихо, никто не нарушал тишину» и НЕ ПОНИМАТЬ, о чем оно!!! Что это такое?! Я подозреваю, это связано с ущербностью, недоразвитостью моего образного мышления; так как я визуал, мне важно видеть картины читаемого, но эти картины упорно не хотят рисоваться, на это уходит много умственных сил. И таким образом, во-первых, убивается всякое удовольствие от чтения, чтение превращается в страшнейшую муку, а во-вторых, мозг устает; и дальше, как ни крути, ну отказывается он воспринимать текст; появляется отвращение к тексту; и это после 15-20 страниц, вы шутите?! Даже детские книжки читаются трудно, при моем-то возрасте!

Вот научно-популярные статьи и книги по медицине, психологии, оккультным наукам и др. читать много легче, даже интересно. Здесь не нужно, в принципе, создавать визуальные образы (прокручивать фильм в голове), как при прочтении художественных произведений, а нужно понимать, усваивать знания, применять полученные знания на практике, уметь этими знаниями пользоваться. Я не отрицаю, естественно, возможность получения теоретических и практических знаний от художественной литературы, я понимаю, что книги данного рода способны нести в себе величайшие идеи и смыслы, процесс понимания которых внушает радость читателю, развивает и обогащает его личность. Но все же, повторюсь, специальная – не-художественная – литература не требует построения образных представлений (глупо, конечно, так говорить, все книги так или иначе заставляют/побуждают нас рисовать картины в голове, но просто специальные книги не так к этому требовательны).

Так вот, в этом, собственно, как вы уже, наверное, поняли из моей сумбурной и исполненной тавтологии писанины, и заключается проблема – трудности с представлением, а, следовательно, с пониманием художественных текстов. Я их читаю, и даже прочитываю до конца некоторые книги, но с большим трудом. Непрестанное возвращение глазами к пройденной строчке или абзацу вызывает раздражение и утомляет зрение, а иначе никак: не пониманию и все тут. Как будто правое полушарие, отвечающее за образное восприятие значений слов, отключается, порождая тем самым «пробуксовки» при декодировании буквенных слов в картинки, ощущения их значений.

А я ведь неглупый человек, закончил школу с медалью, выигрывал в школьных олимпиадах, занимал призовые места на городских. Сейчас учусь в ВУЗе на ФИЛОЛОГА, и учусь неплохо, ибо заставляю себя преодолевать все препятствия во время чтения. Но так же не может вечно продолжаться. Я ценю чтение, я его боготворю, для меня нет ничего ценнее книги, но я не могу оправдать эти убеждения реальным делом, приносящим удовольствие.

В детстве не было таких проблем, легко читалось. С воображением – вне чтения! – тоже проблем нет, оно у меня пылкое, хочу сказать; подолгу мечтаю, фантазирую, погружаюсь в миры с трудом осиленных художественных книг, и только тогда мне приятно соприкасаться с сюжетом, с содержанием книги – лишь после прочтения. Во время чтения же – отключение мыслительных механизмов, внимание рассеивается, воображение прячется непонятно куда; до того пытаешься усилием воли ПРЕДСТАВИТЬ прочитанное, что просто-напросто доходишь до скрежета в мозгу и настоящей головной боли. От перенапряжения, конечно!

Может, компьютер и Интернет виноваты? Еще я очень много смотрю телевизор, особенно в подростковом возрасте злоупотреблял, но читая при этом, по необходимости учебы (я был отличником/хорошистом) и для себя (но не худ. литературу). В этом причина? Я отупел?

Я утратил способность читать, но я люблю читать – вот в чем парадокс! И моя любовь улетучивается, постепенно сходит на нет именно под влиянием вышеизложенной проблемы. Но я не хочу так; я хочу читать, ради чтения, ради саморазвития, нравственного самовоспитания. Мне интересны книги, интересна серьезная литература, я хороший читатель, я способен понять автора, размышлять над поставленными им проблемами, прочувствовать персонажей, примерять на себя ситуации в книге, но только после титанических усилий, которые ненормальны, на мой взгляд. Даже титанические усилия при прочтении «Колобка», например, – это нормально? Да, за всю жизнь я прочитал мало художественных произведений, вырос на энциклопедиях. Может быть, проблема в этом? Ведь, как известно, худ. литература развивает воображение, а я ее мало прочитал. Пожалуйста, помогите! Для меня это очень важная проблема!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи
Во время чтения же – отключение мыслительных механизмов, внимание рассеивается, воображение прячется непонятно куда; до того пытаешься усилием воли ПРЕДСТАВИТЬ прочитанное, что просто-напросто доходишь до скрежета в мозгу и настоящей головной боли. 

 

Опишите чётко цели : для чего Вам чтение художественной литературы, что в результате хотите достичь? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Опишите чётко цели : для чего Вам чтение художественной литературы, что в результате хотите достичь? 

Конкретных целей особых нет (имеется в виду достижение каких-то ощутимых и явственных результатов); для меня чтение литературы - и художественной в том числе - это способ самосовершенствоваться: духовно зреть, пополнять словарный запас, расширять кругозор, развивать воображение; иногда просто хочется развлечься и почитать какое-нибудь чтиво. Но у меня не получается читать непосредственно, как, например, смотришь видеоролик или слушаешь музыку. В последнем информация воспринимается сама собой, проникает в мозг без каких-либо когнитивных пробуксовок, с чтением же все худо. Я читаю строчку, и она остается строчкой - набором слов, составляющих предложения; чтобы мысленно понять содержание, мне необходимо серьезно сосредоточиться, напрячь все извилины, и только тогда мысль, заложенная в строчке, впечатывается в мозг. Я понимаю, что такой подход полезен при чтении научных монографий, например, но абсолютно неуместен при чтении чисто развлекательных произведений. Я вчитываюсь буквально в каждое слово, чтобы в голове был вызван соотвествующий этому слову смысловой образ, но от этого пропадает целостность восприятия текста. Скажу так: любой текст, каким бы простым он ни был, требует от меня мучительного продирания сквозь его строчки, которые по сути так же просты, как и "мама мыла раму". 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи

Конкретных целей особых нет (имеется в виду достижение каких-то ощутимых и явственных результатов); для меня чтение литературы - и художественной в том числе - это способ самосовершенствоваться: духовно зреть, пополнять словарный запас, расширять кругозор, развивать воображение; иногда просто хочется развлечься и почитать какое-нибудь чтиво.

Какой жанр художественной литературы Вас привлекает больше всего? То есть расскажите побольше о книгах, при чтении которых возникают трудности. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи

Обращаю Ваше внимание: частота моих ответов в темах зависит  от нагрузки и занятости - http://psycheforum.ru/topic91222.html?p=3247062 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какой жанр художественной литературы Вас привлекает больше всего? То есть расскажите побольше о книгах, при чтении которых возникают трудности. 

К сожалению, при чтении любого текста как такового - любой книги, пусть даже она мне интересна - возникают трудности с восприятием. Я больше обращаю внимание на классическую художественную литературу, в своей личной библиотеке стараюсь держать ее побольше. Из научно-популярного привлекает психология и паранаука. Но, повторюсь, пусть даже такая литература мне очень интересна, но читать ее трудно и мучительно, именно потому, что не получается воспринимать текст непосредственно, гладко, одним потоком и т. д. и т.п. Восприятие очень дискретно. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Психологи

 

Конкретных целей особых нет (имеется в виду достижение каких-то ощутимых и явственных результатов); для меня чтение литературы - и художественной в том числе - это способ самосовершенствоваться: духовно зреть, пополнять словарный запас, расширять кругозор, развивать воображение; иногда просто хочется развлечься и почитать какое-нибудь чтиво.

Вы сам себе противоречите. С одной стороны, Вы не видите чёткой мотивации , с другой - описываете результат, который достигается  чтением. 

 

Вы хотите читать, или  стремитесь это делать, потому что НАДО... "духовно зреть, пополнять словарный запас, расширять кругозор, развивать воображение" ? 

 

 

Ответьте на следующие вопросы....(  Цель: определение предпочитаемого способа мышления)  Этот тест необходимо пройти. 

 

Каждый пункт данного опросника состоит из утверждения, за которым следуют пять его возможных окончаний. Ваша задача - указать ту степень, в которой каждое окончание применимо к вам. На опроснике справа от каждого окончания проставьте номера - 5,4, 3, 2 или 1, указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо к вам: от 5 (более всего подходит) до 1 (менее всего подходит). Каждый номер (балл) должен быть использован только один раз. Каждое из пяти окончаний в группе должно получить номер.

 

ВНИМАНИЕ: среди предлагаемых на выбор ответов нет правильных или неправильных. Максимум полезной информации получаем в том случае, если будете как можно точнее сообщать об особенностях вашего реального мышления, а не о том, как, по-вашему, следовало бы мыслить.

 

Итак..

 

 

Если вы уверены, что поняли приведенную выше инструкцию, продолжайте работать дальше.

 

А. Когда между людьми имеет место конфликт на почве идей, я отдаю предпочтение той стороне, которая:

устанавливает, определяет конфликт и пытается выразить его открыто;

лучше всех выражает затрагиваемые ценности и идеалы;

лучше всех отражает мои личные взгляды и опыт;

подходит к ситуации наиболее логично и последовательно;

излагает аргументы наиболее кратко и убедительно.

 

Б. Когда я начинаю работать над проектом в составе группы, самое важное для меня:

понять цели и значение этого проекта;

раскрыть цели и ценности участников рабочей группы;

определить, как мы собираемся разрабатывать данный проект;

понять, какую выгоду этот проект может принести для нашей группы;

чтобы работа над проектом была организована и сдвинулась с места.

 

В. Вообще говоря, я усваиваю новые идеи лучше всего, когда могу:

связывать их с текущими или будущими занятиями;

применять их к конкретным ситуациям;

сосредоточиться на них и тщательно их проанализировать;

понять, насколько они сходны с привычными идеями;

противопоставить их с другими идеями.

 

Г. Для меня графики, схемы, чертежи в книгах или статьях обычно:

полезнее текста, если они точны;

полезны, если они ясно показывают важные факты;

полезны, если они поднимают вопросы по тексту;

полезны, если они подкрепляются и поясняются текстом;

не более и не менее полезны, чем другие материалы.

 

Д. Если бы мне предложили провести какое-то исследование, я, вероятно, начал бы с...

попытки определить его место в более широком контексте;

определения того, смогу ли я выполнить его в одиночку мне потребуется помощь;

размышлений и предложений о возможных результатах;

решения о том, следует ли вообще проводить это исследование;

попытки сформулировать проблему как можно полнее и точнее.

 

Е. Если бы мне пришлось собирать от членов какой-то организации информацию, касающуюся ее насущных проблем, я предпочел бы:

встретиться с ними индивидуально и задать каждому конкретные вопросы;

провести общее собрание и попросить их высказать свои мнения;

опросить их небольшими группами, задавая общие вопросы;

встретиться неофициально с влиятельными лицами и выяснить их взгляды;

попросить членов организации предоставить мне (желательно в письменной форме) всю относящуюся к делу информацию, которой они располагают.

 

Ж Вероятно, я буду считать что-то правильным, истинным, если это «что-то»:

выстояло против оппозиций, выдержало сопротивление противоположных подходов;

согласуется с другими вещами, которым я верю;

было подтверждено на практике;

поддается логическому и научному доказательству;

можно проверить лично на доступных наблюдению фактах.

 

З. Когда я на досуге читаю журнальную статью, она будет скорее всего:

о том, как кому-то удалось решить личную или социальную проблему;

посвящена дискуссионному или социальному вопросу;

сообщением о научном или историческом исследовании;

oб интересном, забавном человеке или событии;

точном, без доли вымысла, сообщении о чьем-то интересном жизненном опыте.

 

И. Когда я читаю отчет о работе, я обращаю внимание на...

близость выводов к моему личному опыту;

возможность выполнения данных рекомендаций;

надежность и обоснованность результатов фактическими данными;

понимание автором целей и задач работы;

интерпретацию данных.

 

К. Когда передо мной поставлена задача, первое, что я хочу узнать - это:

каков наилучший метод для решения этой задачи;

кому и когда нужно, чтобы эта задача была решена;

почему эту задачу стоит решить;

какое влияние решение может иметь на другие задачи, которые приходится решать;

какова прямая, немедленная выгода от решения данной задачи.

 

Л. Обычно я узнаю максимум о том, как следует делать что-то новое, благодаря тому что:

уясняю для себя, как это связано с чем-то другим, что мне хорошо знакомо;

принимаюсь за дело как можно раньше;

выслушиваю различные точки зрения по поводу того, как это сделать;

есть кто-то, кто показывает мне, как это сделать;

тщательно анализирую, как это сделать наилучшим образом.

 

М. Если бы мне пришлось проходить испытания или сдавать экзамен, я предпочел бы:

набор объективных, проблемно-ориентированных вопросов по предмету;

дискуссию с теми, кто также проходит испытания;

устное изложение и показ того, что я знаю;

сообщение в свободной форме о том, как я примерил то, чему научился.

письменный отчет, охватывающий историю вопроса, теорию и метод.

 

Н. Люди, особые качества которых я уважаю больше всего, это - вероятно,...

выдающиеся философы и ученые;

писатели и учителя;

лидеры политических и деловых кругов;

экономисты и инженеры;

фермеры и журналисты.

 

О. Вообще говоря, я нахожу теорию полезной, если она...

кажется родственной тем другим теориям и идеям, которые я уже усвоил;

объясняет вещи новым для меня образом;

способна систематически объяснить множество связанных ситуаций;

служит прояснению моего личного опыта и наблюдений;

имеет конкретное практическое приложение.

 

П. Когда я читаю книгу (статью), выходящую за рамки моей непосредственной деятельности, я делаю это главным образом из-за...

заинтересованности в совершенствовании своих профессиональных знаний;

указания со стороны уважаемого мной человека на возможную ее полезность;

желания расширить свою общую эрудицию;

желания выйти за пределы собственной деятельности для разнообразия;

стремления узнать больше об определенном предмете.

 

Р. Когда я читаю статью по дискуссионному вопросу, то предпочитаю, чтобы в ней:

показывались преимущества для меня, в зависимости от выбираемой точки зрения;

излагались все факты в ходе дискуссии;

логично и последовательно обрисовывались затрагиваемые спорные вопросы;

определялись ценности, которые использует автор;

ярко освещались обе стороны спорного вопроса и сущность конфликта.

 

С. Когда я впервые подхожу к какой-то технической проблеме, я скорее всего буду:

пытаться связать ее с более широкой проблемой или теорией;

искать пути и способы решить эту проблему;

обдумывать альтернативные способы ее решения;

искать способы, которыми другие, возможно, уже решили эту проблему;

пытаться найти самую лучшую процедуру для ее решения.

 

Т. Вообще говоря, я более всего склонен к тому, чтобы:

находить уже существующие методы, которые работают, и использовать их как можно лучше;

ломать голову над тем, как разнородные методы могли бы работать вместе;

открывать новые и более совершенные методы;

находить способы заставить существующие методы работать лучше и по-новому;

разбираться в том, как и почему существующие методы должны работать.

Обращаю ещё раз Ваше внимание. На данный момент  активно писать в теме у меня нет возможности по причине высокой занятости. Поэтому ждать моего ответа  на Ваши посты придётся некоторое время. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...